МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Главная - Науковедение - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Подробнее остановимся на теории модернизации современного украинского общества, которую в последние годы активно разрабатывают наши ведущие ученые. Большинство исследователей отмечают, что модернізаційні процессы в Украине не имеют определенной направленности, остается нерешенным вопрос о цели и идеал цихзмін.

Действительно, очень важным элементом процесса модернизации есть определения цели развития. В связи с этим на первый план выдвигается проблема именно политической модернизации общества, так как в этой сфере формулируются мотивы и цели развития социума. Политическая модернизация е "особым специфическим направлением модернизации и вместе с тем обеспечение процесса в целом в сфере властных отношений".

По нашему мнению, комплексное осмысление политической модернизации заключается в ее рассмотрении как составляющей общего политического процесса. Методика исследования политического процесса опирается на такие измерения, как определение его сущности, содержания и структуры. Исходя из этого, рассмотрим политическую модернизацию за указанной схемой

С точки зрения современных подходов, сущность политической модернизации, на наш взгляд, заключается в эволюционном внедрении новых прогрессивных форм организации политической жизни и рационализации власти путем комплексного объединения социально-экономических и духовно-культурных факторов общественной системы

Процесс политической модернизации проявляет себя, прежде всего, в трех основных сферах - политической системе, политической культуре и политическому поведению. В сфере политической культуры модернізаційні процессы приводят к активизации процесса социализации лица, постоянного усовершенствования политических ценностей и норм, формирование принципиально новой, ориентированной на рациональные изменения элиты. Модернизация непосредственно политической системы оказывается в ее дифференциации, умении адекватно реагировать на разнообразные вызовы времени. Изменения политического поведения заключаются в активизации и усовершенствовании форм привлечения граждан общества к политическому процессу

Понятие "политическая модернизация" отображает динамику обновления разных компонентов политической системы, структур, институтов и средств политического владычества, политического участия, культуры и норм. Конечным результатом процесса модернизации политической системы должен быть создания нового, более рационального общественного порядка

Обратимся теперь к определению содержания процесса политической модернизации. Изучение работ современных украинских и русских ученых, анализ мирового опыта разрешает выделить такие слогу политической модернизации, как динамізація политической системы, ее способность адекватно реагировать на изменения политических реалий; формирование новой модернизаторской политической элиты; преодоление отчуждения граждан общества от политической власти; обеспечение реального участия народа в политической жизни; усиление влияния информации; постоянное усовершенствование ценностей и норм в системе политической культуры

Все названные слогу политической модернизации тесно переплетаются с процессом демократизации общества. Поэтому, по нашему мнению, можно утверждать, что именно демократизация политической системы и является основным смыслом ее модернизации. Самая демократия приобретает здесь новые качества. Ее сущность связывают с идейным и организационным плюрализмом, технологиями предотвращения и решение общественных конфликтов, рациональным соотношением вертикального и горизонтального измерений политики. Поэтому очень важно переосмыслить и проявить модернізаційний потенциал демократии, сформулировать новейшие черты ее современной сущности.Для создания идеальных типов демократизации одни авторы отдают предпочтение структурным факторам. Прежде всего созданию в государстве социально-экономических, культурно-ценностных условий для осуществление демократизации. А другие главными считают процедурные факторы, такие как выбор и последовательность реализации конкретных решений и действий тех политических актеров, от которых зависит процесс демократизации. Сторонники структурного подхода (Ліпсет, Алмонд, Верба, Ростоу, Інглехарт и др.) выделяют три основные типа структурных предпосылок демократии: ощущение национального единства и идентичности; достижение довольно высокого уровня экономического развития; массовое осознание населением демократических принципов, доверие к основным политическим институтам, межличностное доверие, гражданские чувства

Из всех этих факторов проблема национального единства и идентичности должна решаться к началу процесса демократизации. Д. Ростоу, например, утверждает, что национальное единство е "единой предпосылкой демократии", она включает в себя постоянство границ государства, постоянный слог жителей, ведь в большинстве граждан не должно быть сомнений, относительно того, к какой именно политической нациям они относятся, т.е. национальное единство должна существовать не только формально, но и на уровне подсознания24. Для демократизации украинского общества, таким образом, необходимо решить етнонаціональні разногласия, контролировать развитие националистических движений, добиваться создания единой политической наций