МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Главная - Науковедение - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Общественно-политические аспекты взаимодействия порядка и хаоса чрезвычайно четко оказываются в современных процессах глобализации. Известный американский журналист Т. Фрідман в своей книге "Осознание глобализации. Лексус и Оливковое дерево" пишет, что глобализация - это беспрерывная, бескомпромиссная интеграция рынков, национальных государств и технологий к такому уровню, который делает возможным более быстрое, глубокое и дешевое движение индивидуумов, корпораций и национальных государств к мировому сообществу и возвратной движение его к индивидууму, корпорации и наци-государству

Во времена "холодной войны" главным показателем развития было решение идеологического вопроса: вы за социализм или за капитализм? Главный вопрос глобализации - в какой мере вы связаны с другими? Ведущие экономисты периода глобализации Й. Шумпетер и А. Грошв считают, что наилучшим выходом являются высвобождения стихии капитализма. Й. Шумпетер, что был министром финансов Австрии, а ныне является профессором Гарвардской школы бизнеса, сучас-ну экономику рассматривает как "творческое разрушение", т.е. беспрерывный процесс замены устаревших структур более эффективными. Такую же мысль утверждает американский политолог Д. Аптер: "Политическая нестабильность в социальном смысле ви-робляе дух творчества и инноваций".

Взаимосвязь порядка и хаоса чрезвычайно четко оказывается именно в процессе модернизации общества. Так, на мысль украинского ученого М. Михальченка, стратегические целые модернизации состоят в достижении стабильности общественной системы. Нестабильность (хаос) также выступает как необходимый элемент политического процесса. Так как очень часто стабильность может перерастать в стагнацию, которая тормозит общественно-политические процессы. И тогда главным фактором прогрессивных изменений становится нестабильность как поиск новых моделей развития

Таким образом, на первый план выступает такое понятие, как самоорганизация сложной системы, творческий синтез порядка и хаоса. На мысль одного из авторов синергетичнои теории Г. Хакена, систему можно назвать способной к самоорганизации, если она без специфического внешнего влияния создает пространственную, временную или функциональную структуру. В случае самоорганизации система вступает в неспецифичное взаимодействие с другими, внешними относительно нее

Системы, способные к самоорганизации, имеют такие свойства, как открытость и не линейность. Открытость в синергетиці означает наличие постоянного обмена системы со средой, веществом, энергией, информацией. Относительно социальных систем, специфика такого обмена заключается в том, что он осуществляется не только на периферии, но в каждой точке данной системы, имеет место взаимопроникновения різнихсередовищ.

Исходя из этого, анализ уровня открытости общественных систем, их политической жизни должны охватывать все общественно-политические элементы - от единичных (открытость человека) - ко всеобщим (открытость общества, государства).

Проблема открытости общества рассматривалась такими выдающимися учеными, как К. Поппер, П. Бергсон, Ю. Габермас, Дж. Сорос. К. Поппер, например, прямо связывает открытость общества со способностью к "самореформированию и самосовершенствованию". Ю. Габермас политически функциональную открытость рассматривает как механизм "преобразование государственной власти на механизм самоорганизации общества. Идея самоорганизации, которая основывается на общественной комунікативності свободно объединенных членов общества, таким образом требует преодолеть отчуждение государства и общества. Они становятся элементами единой системы самоорганизации и развития социума. Тенденция к преодолению дихотомии "государство - общество" зарождается в конце XиX ст., когда формируется взаимозависимость государства и экономики. Она оказывается в их юридическом отражении, с одного стороны как неокорпоративістське "обобществление государства" из позиций новорожденных корпораций, а с другого - как "огосударствление общества", что происходит вследствие политики вмешательства со стороны более активного государства. Именно процесс самоорганизации общества демократическими средствами одолевает разделение государства и гражданского общества на основании фактически посталого функционального взаимопроникновения обеих систем.Таким образом, проблема способов реализации и перспектив модернизации украинского общества нуждается в, прежде всего, его оценки с точки зрения способности к самоорганизации. Даже беглое ознакомление с историей нашего общества убеждает в том, что оно имеет недостаточную открытость, так как его развитие в основном проходит в условиях закрытых систем - от жестких авторитарных форм к хаотичному залогу

Изменить эту тенденцию возможно лишь внедряя открытость на всех уровнях общественной системы. Это нуждается в, прежде всего, формирование гражданского общества как механизма самоорганизации и саморазвития как каждой личности, так и социума в целом. Приведем здесь мысль профессора О. Белоруса, который утверждает, что для успешного развития Украины "следует включить на полную мощность особый украинский ресурс и механизм саморазвития, механизм надзусиль в системе объединенной всенародной наций, а также механизм интеллектуализации развития общества на основе имеющегося научно-технического потенциала, экономической демократии, поддержки инициативы и самодеятельности граждан".