МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Исходя из такого понимания исторического процесса, П. Сорокин создал так называемый "основной закон истории", соответственно которому общественное развитие - это перманентная флюктуация (колебание) как социокультурных суперсистем, так и конкретных сфер общества. Типы политического устройства, в частности, не являются постоянными и не развиваются линейно, а беспрерывно колеблются между полюсами тоталитаризма и свободы и демократии. Переход к новому интегральному циклу культуры должен обеспечить преодоление основного разногласия современного общественного развития - между невиданным расцветом науки, технологий, образования и обострением противоречий - войнами, конфликтами, террором и обесценением человеческой жизни

Таким образом, при исследовании властно-политических отношений П. Сорокин выделяет социокультурный аспект политического поведения индивидов и утверждает социокультурную обусловленность их менталитета. По мнению ученого, сущность властных структур и политических отношений определяется культурой доминирующей суперсистемы. Поэтому невозможно искусственно создать определенные властные структуры, руководствуясь лишь отдельными ценностями, нормами и критериями справедливости. "Дайте группе дьяволов замечательную конституцию, - писал П. Сорокин, - и все же этим не удастся создать из нее прекрасного общества. И наоборот, общество, которое состоит из талантливых и волевых лиц, неизбежно создаст и более совершенные формы общественной жизни". На базе такого видения общественно-политического развития Сорокин формулирует свою теорему флюктуации, за которой циклические колебания суперсистем детерминируют флюктуацию обществ между прогрессом и регрессом, развитием демократии и авторитаризмом. Изменения проходят как в количественному, так и в качественному направлениях, пока не будет достигнуто "точки насыщения". Дальнейшие изменения происходят по инерции или примусом. Таким образом, исчерпывается потенциал движения в одном направлении, начинается возвратной движение, хотя и на новихзасадах.

Современные ученые тоже кое-что по-разному объясняют сущность и истоки политических процессов, которые определяют общественное развитие

Теоретики мир-системного анализа

Т. Хопкінс и И. Валлерстайн по результатам собственных исследований делают вывод о распространении глобального системного хаоса общества. Из этого хаоса, по их мнению, должны сформироваться новый мировой порядок, черты которого сегодня еще только начинают обнаруживать себя. Сущность этой теории была изложена в работах И. Валлерстайна "Современная мир-система" и "Столетие трансформации: траектория мира-системы, 1945-2025"5. В отличие от теорий классического "линейного" развития, представители мир-системного анализа считают, что государства, которые находятся на периферии мира-системы, едва ли смогут занять достойное место в системе капиталистической мира-экономики. Это связано с иерархически неравным распределением в пределах капиталистического производства. Такой экономический процесс приводит к концентрации политических, экономических, технологических преимуществ в отдельных центрах и объясняет огромную неровность в благосостоянии как между государствами мира-системы, так и в самых цихдержавах.

По мнению сторонников мир-системного анализа, современный мир испытает радикальных преобразований, которые состоят в переходе от капиталистической мира-системы к качественно новой. Об этом свидетельствует изменение в направлении движения трех взаимозависимых вековых трендов мира-системы. Их восходящее развитие изменилось на нисходящий. Это касается таких глобальных тенденций, как централизация и усиления государства, секуляризация религии и вера в науку, которая была политическим феноменом, поскольку идеология либерального реформизма основывалась на безграничной вере в возможности человека

Научное исследование процессов общественной эволюции нуждается в, прежде всего, четкого определения категориального аппарата, анализа понятийной системы относительно проблемы развития. Например, в американской политологии развитие отождествляется с политической демократией и представительными институтами, которые основываются на принципе деления функций власти и парламентской системе, которая опирается на партии и партийные коалиции. Недостатки такого подхода заключаются в игнорировании ведущей роли государства, отчуждении гражданского общества от принятия решений

Политическое развитие можно охарактеризовать как последовательное изменение качественных залогов политической системы в целом и ее отдельных составляющих. В отличие от него, политические изменения выступают как появление новых характерных особенностей в средствах и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой. Употребляя срок политические изменения, мы имеем на внимании, что они происходят в пределах существующей политической системы.В контексте проблемы общественного развития очень часто употребляется термин"трансформация общества". Так, Т. Заславська в работе "Трансформационный процесс в России" констатирует, что социальная трансформация - это радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы и соціетального типа общества





Вернуться назад