МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Главная - Логика - МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

1. Мышление (рассуждение) : определение и осбливости.

Мышление человека является объектом изучения философии, психологии, социологии и других наук. Науки, которые изучают мышление человека, на основании своего предмета и метода исследования дают специфическое определение понятию "мышление". Самым распространенным в философии и конкретных науках является определение мышления как высшей формы отображения объективной действительности в сравнении с чувственным отображением или "живым созерцанием". Отображение действительности — одна из главных функций мышления, но постепенно, в процессе исторического развития, мышления человека усложнялось и начало выполнять новые функции — прогнозирования будущего, проектирования новых видов деятельности, решения проблем, которые возникают перед человеком и человечеством и др.

Учитывая сложность и полифункциональность человеческого мышления, определим его так:

Мышление — это специфическая идеальная (умственная) деятельность человека, который осуществляется в определенных социокультурных условиях. Его сущность заключается в познании (отображении) предметов и явлений объективной действительности, прогнозировании будущего, создании определенных программ (планов, проектов, моделей) практической и теоретической деятельности, решении практических и теоретических заданий и проблем, оно также выполняет функции анализа, синтеза, толкования и др.

Главные особенности мышления : общественно-исторический характер, творческая активность, обобщенность и опосередкованисть отображение, неразрывная связь с языком. Носителями мышления являются как отдельные индивиды, так и социальные общности людей (разнообразные социальные группы людей, которые объединяются определенным образом). Мышление человека формируется и развивается в процессе ее конкретной деятельности, потому чем более разнообразная деятельность человека, тем более богато и разностороннее ее мышление.

Рассуждение — это умственный процесс, в ходе которого на основе уже имеющихся, известных знаний получают новое знание.

Рассуждение — сопоставление мыслей, увязки их ради соответствующих выводов.

Истинными являются мысли, которые в принципе, в целом, отвечают действительности по своему содержанию. В формальной логике абстрагируются от проблемы относительности истины и рассматривают мысли как таковые, за которыми закреплено одно и только одно логическое значение — или истина, или недостаток.

2. Деятельность и мышление

Поскольку науки, которые изучают мышление человека, исходят из принципа единства мышления и деятельности, определим, что такое деятельность.

Деятельность является специфически человеческим способом бытия человека и ее взаимоотношения с окружающим миром, в процессе которого она творчески познает мир, изменяет его и самого себя. Главными характеристиками деятельности человека являются цилепокладання, предметность, историчность, единство опредметнення и розпредметнення.

Цилепокладання как главный признак деятельности — это формирование цили-суб'ективного образа желательного и воплощение ее в действительность с помощью определенных средств.

Предметность означает превращение человеком явлений действительности в предмет орудий и средства реализации целей.1 Нет беспредметной деятельности. Сам предмет деятельности может выступать как в формах материальных веществ, так и идеально-образных, знаково-символических формах.

Историчность означает объективный процесс развития самой деятельности, реальное изменение форм и типов деятельности.

Опредметнення означает "превращение человеческих сил и способностей из формы живой деятельности в форму застывшей предметности", или, иначе говоря, сотворение предметного мира, второй искусственной природы путем практической реализации данных от природы творческих сил и способностей, а розпредметнення означает "перевод застывшей предметности в органические моменты живой деятельности, превращения об'ективованих в предметах человеческих способностей и социального смысла на приобретение индивидов" 2, или, иначе говоря, процесс включения (переходу) предметов объективного мира из его личной сферы в сферу человеческой деятельности. Процессы опредметнення и розпредметнення всегда проявляются в неразрывном единстве. Исторически деятельность людей стала разделяться на практическую (материальную, физическую) и теоретическую (умственную, идеальную).