ЛОГИКА КАК НАУКА : ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Реферат из логики

на тему :

"ЛОГИКА КАК НАУКА :

ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ"

1. Возникновение и генезис понятия логики.

Логика зародилась и развивалась в лоне философии. Поскольку длительное время мышление не выделялось философами из всего сущего, а то и отождествлялось с бытием (точнее, бытие наделялось чертами, характерными для мислення1), выявить первые зародыши логической науки непросто.

Термин "логика" происходит от древнегреческого слова "Иоgos", которое означает слово, ум, мысль и имеет несколько значений. Сформулируем основные значения термина "логика" :

1) Познавая мир (природу, общество, свою личность), люди пользуются терминами "объективная логика" и "субъективная логика". Под "объективной логикой" понимают объективный ход вещей, событий, независимый от мышления, сознания человека, то есть объективную закономерность, последовательность, необратимость развития всего существующего и необходимую связь между предметами и явлениями объективного мира(в этом значении часто используют высказывание "логика вещей", "логика событий", "логика истории" и др.). Под "субъективной логикой" понимают особенности индивидуального мышления человека (в этом значении часто используют высказывание "железная логика", "черно-белая логика", "мужская логика", "женская логика" и др.).

2) Этот срок употребляют в значении "рациональное мышление" (лат. ratio - ум).

3) В широком понимании термин "логика" означает науку, которая изучает формы и законы мышления человека, а в более узком значении под "логикой" понимают получение необходимо истинного (а значит правильного) вывода, то есть когда из одного истинного высказывания непременно выплывает другой, тоже истинное высказывание.

4) В наше время этот срок имеет также специфическое значение как логическая система знания (формально-логическая теория), построенная на определенных принципах и аксиомах средствами особенного естественного и формализированного языка ("дедуктивная логика", "модальная логика", "многозначная логика", "логика действия" и др.). В данном случае "логика" означает абстрактную знаковую модель ("формализированную теорию").

5) Кроме перечисленных значений, термин "логика" также употребляют тогда, когда люди анализируют какие-то социокультурные феномены -наукови и философские теории, мифы, сказки, художественные произведения и др. и определяют внутреннее построение теорий, сказок, мифов, художественных произведений, которые предопределены основными идеями и развитием мнения авторов, которые создали эти феномены. В этом значении употребляют термины "логика теории", "логик мифа", "логика сказки", "логика поведения литературных героев".

2. Логика как наука : ее предмет, метод, а также практическое значение ее знаний.

При определении предмета науки логики в логико-философський литературе принимают во внимание три аспекта: онтологический (философское учение о бытии), гносеологический (познавательный) и формально логичен. В онтологическом аспекте определяется объективная основа науки логики — объективное существование предметов, явлений, процессов (эмпирических объектов), между которыми существуют разнообразные взаимосвязи (причинно-следственные, пространственные, часовые, генетические и др.), то есть то, что называют "логикой вещей". В гносеологическом (познавательному) аспекте определяются процесс отображения "логики вещей", "логики событий" в "логике понятий" и становления системы понятий (категорий), которые охватывают сущность объективно существующих вещей, явлений и процессов. В формально-логическом аспекте определяются необходимые взаимосвязи между логическими формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями), которые предопределены не содержанием мышления, а лишь его структурой. Все эти аспекты появляются в единстве. Учитывая это единство, можно дать такое определение предмета науки логики :

Логика — это наука, которая изучает законы и формы умственной деятельности людей, принципы и средства построения правильных суждений и рассуждений о предметах и явлениях объективного мира, методы формализации знания как результату познавательного процесса.





Вернуться назад