Исторические этапы развития логического знания : логика Давней Индии, логика Давней Греции
Реферат на тему :
Исторические этапы развития логического знания :
логика Давней Индии, логика Давней Греции
Развитие логики на протяжении многих веков происходило в двух мировых центрах зарождения этой науки — в Давней Индии и Давней Греции. Причем логические традиции сложились в этих странах независимо одна от другой. На основе достижений логики в Индии развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии. Греческая логика влияла на развитие этой науки в Давнем Риме, Византии, Армении, Грузии, в арабомовних странах Ближнего Востока, Западной Европе, Украине и России.
Логика Давней Индии.
Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители разных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика длительное время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства.
В истории индийской логики выделяют три основных периода:
-перший период (ранняя буддистская логика) — VI — V в.в. до н.э. — II в.в. н.э.;
-другий период (деятельность школ вайшешиканьяя) — III — V ст.;
-третий период (расцвет буддистской логики) VI — VIII ст.
Первый период
Уже в ранний буддистский период (буддистская логика к Дигнаги) были написанные трактаты о том, как эффективно вести диспуты (речи, дебаты, дискуссии). При этом в центре внимания стоял вопрос о сущности, видах и месте произнесения речей. Важного значения предоставляли психологии мышления (не советовали выступать с речами в состоянии переутомления, сумму, гневу или какого-то другого сильного возбуждения) и собственно ораторскому аспекту речи (какими средствами следует влиять на аудиторию). Обращали внимание и на логическую убедительность речей и необходимость соблюдения правил логики.
Тогдашние мыслители различали шесть видов речей :
— речь о себе;
-красива речь, которая дает наслаждение (художественное слово);
-промови диспутов, в которых собеседники, втянутые в дискуссию, выражают противоположные мнения по поводу определенного тезиса;
— «неумная речь», в которой выкладывается ошибочное учение;
-правильна речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание;
-промова, в которой выкладывается истинное учение.
Считали, что первый и второй виды речей могут быть как «умными», так и «неумными»; и это надо принимать во внимание. Третий и четвертый — всегда «неумные», потому их необходимо избегать. А пятый и шестой — всегда «умные», их надо всегда применять.
Детально была разработана тема «приукрашивания речей». Считалось, что речь украшают, во-первых, совершенное знание как своей системы, так и тех ученик, против которых придется выступать, а во-вторых — совершенство внешней формы. Совершенной признавалась речь, свободная от грубых, неуклюжих, неграмотных высказываний; легкая, естественная, простая; десны; сложная, последовательная; интересна по содержанию.
Вернуться назад