ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат, в среднем, одну ошибку на каждые 300 вве-денных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается к одной ошибки на 3 миллиона знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация ме-неджмента определила в $ 25. Согласно вторым исследованиям цена одной ошиб-ки превышает $ 100.

В основе технологии штрихового кодирования и автоматизированного сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответст-вии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящее-ся пятно или луч лазера вот сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный вот светлых полос световой луч улавливается светочувствительным устройством и преобразу-ется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят вот вариаций отраженного света. ЭВМ, расшифровав электрический сигнал, преоб-разует эго в цифровой код.

Сам по себя цифровой код товара информации об эго свойствах, как правило не несет. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для формирования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений обра-зует так называемую базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сеты электронной связи или на машиночитаемых носителях.

Страны с развитой рыночной экономикой более 20 течение назад начали разраба-тывать и внедрять АСУ (автоматизированная система управления), основанную на автоматизированном сборе данных о товаре.

Сегодня свыше 200 тысяч магазинов в различных странах мира оборудованы системами для считывания кодов.

В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при поставке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции, а порой дела-ет ее реализацию невозможной.

Широкое применение открытия системы автоматизированного управления товародвижением с применением штрихового кодирования получили во многих странах Западной Европы, в США, Японии, в ряде вторых стран Восточной Европы.

Как уже отмечалось, база данных о товаре формируется на предприятии-изготовителе в период запуска изделия в производство и присвоения эму кода EAN. На готовое изделие различными способами наносится штриховой код, соответствующий коду цифровому.

Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и другие.

Если между ЭВМ поставщика и ЭВМ получателя товара имеется электрон -ная связь, то информация о кодах товаров, составляющих партию, об их количест-вах, а также база данных о самих товарах передается автоматически. Если такой связи нет, то информация передается на магнитных дисках. В случае необходи-мости электронную технологию передачи информации можно дополнить распе-чаткой сопроводительных документов на бумажной основе.

На сложит получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. Это может быть контакт-ный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное скани-рующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сеты электронной связи.

При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбран -ного покупателем изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию эго товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав

в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чеок.В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получе-ние товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифмети-ческой увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перма-нентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать организовать без кодирования товаров.





Вернуться назад