ПОНЯТИЕ


План

1. Понятия, формы мышления.

2. Языковые средства выражения понятия.

3. Основные логические способы понятий :

а) анализ;

б) синтез;

в) сравнение;

г) абстрагирование;

д) обобщение.

Понятием называется форма мышления, которая воссоздает предметы и явления в их существенных признаках.

Из этого определения выплывает, что понятие - это мнимый образ предмета, его отображения, а не сам предмет. Поэтому понятие о предмете нельзя смешивать с самими предметами, отбитыми в этих понятиях понятия, - это логическая форма мысли, мысль о предмете.

Понятие воссоздает не все, что имеет предмет, не все его признаки, а только существенные.

Признаком называется все то, в чем предметы похожи друг с другом или чем отличаются.

Понятие - результат глубокого познания предметов или явлений. Чтобы образовать понятие, необходимо выучить предмет во всех существенных его проявках. Выработка того или другого понятия всегда является шагом до познания окружающего мира, ступенью в развитии науки.

Понятие и слово - это одно и то же. Понятие является категорией мышления, слово - категорией языка. И как мысль находится в неразрывной связи с языком, так и понятие органично связано со словом.

Слово - материальная действительность понятия. Понятия не может существовать иначе, как воплотившись в слове. Слово выражает и закрепляет определенное понятие.

Понятие может быть выражено одним словом (например, государство), или соединением слов (политика государства, государственное право).

Способность слов выражать разные понятия порождает иногда путаницу, неясность в аргументации. Поэтому в науке пользуются не просто словами, а сроками.

Срок - это слово, которое имеет четко определенное значение.

Любая наука стремится, чтобы каждый срок имел единственное значение. Многозначность терминологии приводит к всяческим недоразумениям в дискуссиях, к ошибкам как в мышлении, так и в практике. Неточная терминология вызывает неопределенность в мышлении, смешивании понятий и явлений действительности. Поэтому вопросы терминологии не безразличны любой науке.

В процессе образования понятий пользуются такими логическими способами, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

При изучении предмета, определения его существенных признаков придется постоянно сравнивать его с другими.





Вернуться назад