Исторические этапы развития логического знания : логика Давней Индии, логика Давней Греции

Главная - Логика - Исторические этапы развития логического знания : логика Давней Индии, логика Давней Греции

Развитие логики на протяжении многих веков происходило в двух мировых центрах зарождения этой науки — в Давней Индии и Давней Греции. Причем логические традиции сложились в этих странах независимо одна от другой. На основе достижений логики в Индии развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии. Греческая логика влияла на развитие этой науки в Давнем Риме, Византии, Армении, Грузии, в арабомовних странах Ближнего Востока, Западной Европе, Украине и России.

Логика Давней Индии.

Возникновению логики в Индии способствовали философские диспуты, на которых представители разных течений отстаивали свои взгляды и опровергали мнения оппонентов. Поэтому логика длительное время была тесно связана с риторикой, теорией ораторского искусства.

В истории индийской логики выделяют три основных периода:

-перший период (ранняя буддистская логика) — VI — V в.в. до н.э. — II в.в. н.э.;

-другий период (деятельность школ вайшешиканьяя) — III — V ст.;

-третий период (расцвет буддистской логики) VI — VIII ст.

Первый период

Уже в ранний буддистский период (буддистская логика к Дигнаги) были написанные трактаты о том, как эффективно вести диспуты (речи, дебаты, дискуссии). При этом в центре внимания стоял вопрос о сущности, видах и месте произнесения речей. Важного значения предоставляли психологии мышления (не советовали выступать с речами в состоянии переутомления, сумму, гневу или какого-то другого сильного возбуждения) и собственно ораторскому аспекту речи (какими средствами следует влиять на аудиторию). Обращали внимание и на логическую убедительность речей и необходимость соблюдения правил логики.

Тогдашние мыслители различали шесть видов речей :

— речь о себе;

-красива речь, которая дает наслаждение (художественное слово);

-промови диспутов, в которых собеседники, втянутые в дискуссию, выражают противоположные мнения по поводу определенного тезиса;

— «неумная речь», в которой выкладывается ошибочное учение;

-правильна речь, которая согласуется с истинным учением и ставит целью донести до слушателей истинное знание;

-промова, в которой выкладывается истинное учение.

Считали, что первый и второй виды речей могут быть как «умными», так и «неумными»; и это надо принимать во внимание. Третий и четвертый — всегда «неумные», потому их необходимо избегать. А пятый и шестой — всегда «умные», их надо всегда применять.

Детально была разработана тема «приукрашивания речей». Считалось, что речь украшают, во-первых, совершенное знание как своей системы, так и тех ученик, против которых придется выступать, а во-вторых — совершенство внешней формы. Совершенной признавалась речь, свободная от грубых, неуклюжих, неграмотных высказываний; легкая, естественная, простая; десны; сложная, последовательная; интересна по содержанию.

Приукрашиванием речи считали и такие моменты: высокий авторитет ее автора, доверия и расположение к нему; готовность выслушать выступление со стороны аудитории; отсутствие боязни у оратора; знание ошибок противников и убеждения в преимуществах собственного тезиса; умение быстро воспринимать выраженное противниками; способность быстро вникать в их мысли и находить на них ответы; умение захватывать аудиторию «чарами» речи; способность как можно лучше передать смысл аргументов; не выявлять депрессию во время дискуссии; не смущаться; не ударяться; не терять самообладания; не выявлять усталость.