. Общая характеристика логистики

Главная - Логика - . Общая характеристика логистики

Вступление

Существующие в настоящее время системы снабжения, производства и сбыта продукции не удовлетворяют рыночного спроса. Разрушенная бывшая система размещения и разделения производительных сил пока еще не заменена новой. Не настроено соответствующих хозяйственных связей и ситуация на рынке не вызывает оптимизма. Можно, конечно, ссылаться на объективные и субъективные факторы этого, однако как можно оправдать то, что, скажем, транспортные расходы в себестоимости продукции достигли уже 50%.

Следовательно, резервы экономического роста следует искать в первую очередь среди наибольших статей расходов. Раньше такой статьей для службы материально-технического снабжения были производственные запасы. Сегодня ситуация несколько другая. Значительного экономического эффекта можно достичь, оптимизировавши лишь транспортные расходы.

Однако или не важнейшими для стабилизации экономики и создания новой экономической системы являются установления и оптимизация хозяйственных связей. Зарубежные ученые называют науку, которая изучает оптимизацию хозяйственных связей, логистикой.

Сегодня в условиях роста масштабов мировой экономики и осложнения хозяйственных связей логистика приобретает важное значение, особенно на поприщах бывшего СССР.

1. Общая характеристика логистики

Логистика — достаточно новое для нас понятие: библиотеки еще не выделяют ее как самостоятельное научное направление, на предприятиях о ней, похоже, ничего неизвестно, а отечественных литературных источников на тему логистика, в отличие от заграничных, очень мало. Заграничные авторы публикаций из логистики подчеркивают ее самостоятельность, в том числе относительно маркетинга. В нашей стране пока что логистика не рассматривается как автономная, самостоятельная наука.

«Возобновление прав логистики» в Украине — это вопрос времени, ведь проблема эффективности производственно-распределительных отношений является очень актуальной не только в нынешних кризисных условиях, а будет такой и в будущем.

Слово «логистика» (от грец. logistike — мастерство подсчитывать, рассуждать) известно еще со времен Римской империи, где служащие, которые занимались распределением продуктов питания, назывались «логистами» или «логистикой». Наукой логистика стала благодаря развитию военного дела. Да, византийский царь Леон VI (в 865-912 г. н. е.) считал, что заданием логистики является платить дань армии, должным образом поставлять ей оружие и военное имущество, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и соответственно подготавливать каждый акт военного похода, делать правильный анализ местности учитывая передвижение армии и силы противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, то есть распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил.

Это определение, не принимая во внимание военную специфику, имеет принципиальное сходство с современными формулировками заданий логистики. Только через 1000 лет, во время второй мировой войны, принципы логистики начали с успехом претворять в жизнь, когда в США, СССР и других странах были произведенные работы из изучения свойств операций управления материальными потоками. В эти годы были проведенные исследования, связанные с проблемами военного и типичного фронтового снабжения, разработаны математические методы и модели, которые со временем получили название «исследование операций», благодаря чему удалось организовать постоянное снабжение оружия для американской армии.

Первым автором трудов из логистики считают французского военного специалиста начала XXст. А.Г.Джамини, который определил логистику как «практическое искусство движения войск». Он также утверждал, что логистика касается не только перевозок, но и планирования, управления, снабжения, определения мест дислокации войск, строительства мостов, путей и т. др.

Логистику как науку в военных акциях использовал Наполеон. В развитых странах мира концепция логистики сформировалась в конце 70-х годов в результате энергетического кризиса как развитие идей системного подхода к организации управления. Теперь некоторые западные специалисты называют ее чуть ли не «новой философией управления», «третьим путем рационализации» и не безосновательно. Например, в странах Западной Европы около 98 % времени производства товара, с учетом доставки сырья и транспортировки готовой продукции, приходится на прохождение его каналами материально-технического обеспечения и по большей части на хранение. Собственно на производство товаров тратится лишь 2 % суммарного времени, а на транспортировку — 5 %. Кроме того, в западноевропейских странах затраты на все виды деятельности по материально-техническому обеспечению представляют около 13 % стоимости валового национального продукта. Структура этих расходов такая: на транспортировку — 41 %, на хранение товаров — 21 %, на материальные запасы — 23 %, на административные расходы — 15 %. Поиск путей сокращения расходов в этой отрасли идет в направлении совершенствования управления снабжением, сбытом, хранением товаров, улучшения маркетинговой деятельности и взаимодействия поставщиков, потребителей и посредников, изменения технологии движения материальных потоков и тому подобное. Концепция интеграции этих процессов получила название «логистика».В настоящее время есть много определений логистики. Авторы ряда публикаций рассматривают ее прежде всего как науку, которая дает возможность оптимизировать кооперативные связки. Другие считают основной средой применения логистики внутрипроизводственные процессы с обязательным включением в логистику вопросов планирования загрузки оборудования, определения размеров партий запуска деталей. Одни авторы выделяют как основу логистического подхода транспортное обслуживание, другие — складское хозяйство. Да, французские специалисты по логистике трактуют ее как «совокупность разнообразных видов деятельности с целью получения с наименьшими расходами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». По мнению некоторых западных специалистов, логистика — это интеграция процесса перевозок с производственной сферой и включает грузово-разгрузочные операции, хранения и транспортировки товаров, а также необходимые информационные процессы. Немецкий ученый Пфоль считает, что логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных учитывая расходы перемещения и хранением материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также получение информации о поставке товаров от места производства к месту потребления согласно требованиям клиентуры. Русский ученый Б. К. Плоткин дает такое сжатое определение логистики : это научная дисциплина об управлении потоками в системах. Такое разнообразие определений логистики объясняется тем, что эта дисциплина пока что находится в стадии формирования и ее базовая терминология еще не унифицирована.