Вступление к дисциплине "логика" предмет и язык формальной логики

Главная - Логика - Вступление к дисциплине "логика" предмет и язык формальной логики

План

1. Вступление к дисциплине "Логика".

2. Исторические условия возникновения формальной логики, ее развитие.

3. Общая характеристика формальной логики как науки.

4. Структура современной логики.

1. Вступление к дисциплине "Логика"

Термин "логика" сегодня в целом применяется в трех главных значениях. Во-первых, им помечают любую необходимую закономерность у взаимосвязи объективных явлений - "логика фактов", "логика исторического развития" и тому подобное. Во-вторых, словом "логика" помечают закономерности в связках и у развития мыслей - "логика рассуждения", "логика мышления". Наконец, логикой называют отдельную науку, которая рассматривает мышление с позиции его формальной правильности.

Прежде чем мы будем двигаться дальше, нужно выяснить, в чем заключается общая природа собственно феномену мышления.

Из курса философии и психологии известно, что мышление является видом познания - процесса или деятельности, направленной на получение, сохранение и переработку информации (знаний). Нам также известно, что процесс познания в живой природе (фауне) может протекать в форме практического (чувственного) познания, которое длится при непосредственном действии предметов и объектов на сенсоры организма. Этот вид познания доминирует в большинстве животных, для взрослого же человека он является второстепенным.

Чувственное познание протекает за такими этапами (формами) :

ощущение дает возможность отбить отдельные свойства предметов и явлений, которые окружают субъекта - цвет, форму, запах, вкус и тому подобное;

восприятие - более сложное отражение действительности в психике. Предмет воспринимается целостно, в комплексе его свойств и качеств;

представление базируется на памяти и дает возможность воссоздавать чувственный образ предмета без умственных манипуляций над ним.

Принципиально другим видом познания является познание теоретическое (собственное мышление). Оно является опосредствованным, то есть непрямым - осуществляется без необходимости контакта с предметами и явлениями. Возможность к мышлению дает человеку огромное количество преимуществ над другими видами животных. Приспособленность к этому виду познания и настроенность именно на него является самой совершенной формой адаптации. Другими словами, человек не имеет чрезвычайно развитого слуха, зрения, физической силы, естественной совершенной термоизоляции и тому подобное, но она имеет мышление, благодаря чему вид Homo Sapiens доминирует над живой и неживой природой.

Опосредствованный характер теоретического познания (мышление) оказывается в том, что взрослый человек, как правило, манипулирует не самими предметами, а их знаками-посредниками - понятиями, суждениями и мысленно получает предыдущий план будущих практических действий.

Мышление подобно познанию практическому, протекает тремя этапами (имеет три основных формы) : понятие, суждение, умозаключение. Именно эти основные формы мышления, а также его принципы (законы) изучает отдельный раздел логики, который имеет название "формальная" и составляет смысловую основу академической дисциплины "Логика". С ней мы и будем детально знакомиться.

Таким образом логику можно определить также как науку о законах и формах теоретического познания на уровне абстрактного мышления.

Читатель полностью закономерно может заметить, что мышление как таковое есть у всех людей и без изучения логики функционирует достаточно неплохо. Однако мы, в свою очередь можем заметить, что играть на музыкальных инструментах также можно и без знания нотной грамоты, говорить вообще можно и не зная правил письма, а торговать на рынке можно без знания правил маркетинга - это также верно. Но верным является и то, что человек, который знает теоретическую часть деятельности (торговли, музыки, языка, мышления и тому подобное) является более подготовленной, грамотной и достигает значительно больше успехов, чем и, которая теорию не знает - вторая является уязвимой, потому что, соответственно, не в возможности ни записать собственные музыкальные произведения, ни переписываться с кем-либо, ни стройно и убедительно мыслить. До этого прибавим важную заувагу, что мышление - не является наследственным признаком человека, оно развивается при условиях постоянной соответствующей практики. Другими словами, как и любую функцию, мышление нужно тренировать - оно не дается человеку само по себе.