Основные типы композиционных построений в традиционных украинских хороводах и их классификациях

Главная - Культура - Основные типы композиционных построений в традиционных украинских хороводах и их классификациях

Преимущественно хороводы однофигурные, т.е. какой-либо рисунок (или фигура) повторяется несколько раз. Этот прием традиционный и закономерные в народном хореографическом мышлении. Детали рисунка, готовясь в ритмической последовательности, объединяются в общее построение (например, выход пар в ворота).

Заключевые хороводы. Среди древнейших хороводов однофигурови строятся по принципу одной линии, цепочки. Поскольку они не связаны единой композиционной схемой, в них может принимать участие неограниченное число людей. Например, в хороводе "Ой Галочко, Галочко" чем длиннее ряд, тем святковишим, ефектнишим будет выполнение. Две девушки ведут ключ. И, когда пропоют их имена, они, отходя назад, пропускают всех в воритця. Потом хоровод начинают сначала, и воритця образовывают следующие две девушки.

Одноключевые хороводы (чаще всего, если в играх принимают участие парни) иногда усложняют. Скажем, если ключ проходит в воритця, участники могут спросить: "Дерево, или каменья”, “Кукушка, или качка” и т.п.. В зависимости от ответа они становятся в ту или другую линию. Постепенно, так сказать, горизонтальный ключ превращается, на два вертикальные, расположенные один напротив одного. Временами хоровод заканчивается игрой: два ключи перетягивают друг друга.

Двоключови хороводы. Хороводная игра "А мы просо сияли", о которой шло раньше, - образец двоключового хоровода. V таком же композиционном плане строятся: "Мак", "Лен", "Сватья". В частности в последнем хороводе также имеем два ключа - женский и мужской.

Разновидностью двоключових хороводов можно считать двоключови хороводы с солистами, принципы построения которых подобный предыдущим, но здесь увеличивается удельный вес иллюстративной игры, пантомими и хореографии.

В хороводе "Киска" участники первого ключа задают вопрос, а "киска" вместе со вторым ключом дают ответ, иллюстрируя их соответствующими движениями.

"Вратари". Этот тип хороводов имеет несколько вариантов. Одноключевые вертикальные "вратари". Это, в сущности, одноключевые хороводы, но с дополнением воритець як композиционного элемента. В этих вариантах задерживают последнюю девушку, которая должна сказать, кого она любит. В хороводе "Короли, короле" задерживают сразу двух девушек. Они присоединяются ко всем, и хоровод постепенно трансформируется в двоключовий.

Двоключови горизонтальные "вратари". В хороводе "Бон, ребята, еон" исполнители становятся в горизонтальном ключе одно за одним. В воритця, созданные первой парой, проходят оба ключа. Пройдя воритця, пара за парой поднимают руки вверх, становясь таким образом перед первой парой. Так образовывается беспрерывное движение. Этот хоровод иногда усложняют, объединяя с той или другой народной игрой.

В хороводе "Длинная лоза" другой принцип построения: две девушки образовывают воритця, становясь лицом до двух ключей. Участники под музыку пробегают воритця. Вратари (ведущие) остаются в конце ключей, а последние ключевые становятся ведущими

Чрезвычайно оригинальные хороводы типа "Жучок". Девушки и ребята (или самые девушки) стоят одно напротив одного: каждый исполнитель выпрастывает впереди себя левую руку, обхватывает ее в запястье своей правой, а левой обхватывает запястье правой руки партнер^-визави. На руки высаживается маленькая девочка-подросток (или мальчик-подросток), которая идет по рукам, продвигаясь уперед.

Направляясь линией за хороводом (горизонтальное или вертикальное построение, полукруг) простым шагом или дорожкой, исполнители образовывают беспрерывную цепочку. Пара, по рукам которой прошел "жучок", бежит заведомо и снова становится в ключ.

За таким же принципом строит-, ься целый ряд хороводов, которые еще имеют назау "Джудж".

Следующий тип хороводов "Плетеницы". Участники таких хороводов девушки или дети. Если на гуляние собралось много молодые, то образовываются несколько ключей, каждый со своей проводницей (как правило, в каждом по 12-16 девушек).

Рассмотрим найхарактернишу композиционное построение этого типа. Поженившись за руки и опустив их вниз, девушки идут простым шагом за хороводницею (проводницей) - она в этом танцы стоит последней - и проходят в воритця, образованные двумя девушками. Постепенно, такт за тактом, "заплетает!" плетень. "Заплетенные" девушки возвращают на 90° по правую сторону, стоя на месте. Заплетая тин. они не снимают своей левой руки из правого плеча, на котором, кстати, лежит правая рука девушки которая стоит позади. Выполняя эти перестройки, девушки подпевают.