Историческое бытование (бытие) людей как феномен культуры

Главная - Культура - Историческое бытование (бытие) людей как феномен культуры

Художественный^-художественны-художественные-культурно-художествеЯАые процессы неотделимые от исторического развития общества. Они охватывают экономический, политический и производственный опыт народов и государств. Методологическими составными их классификации есть разные концепции целостного культурно-исторического процесса, универсальной эволюции: специфическая эволюция; циклический, или цивилизационный, вариант. Каждая из этих концепций имеет определенную специфику.

Концепция универсальной эволюции дает возможность определить базовые закономерности культурно-исторического процесса, общую тенденцию развития основных культурных форм, систем и подсистем направлений культуры. Универсальная концепция делает попытку через конкретное изучение отдельного региона довести значимость культурной интеграции для сравнительного анализа социокультурных систем в эволюционной перспективе разных стадий развития семьи, народа, государства. Она предлагает изучение культурно-художественных процессов за такими разделами: культура первобытнообщинного порядка; культура рабовладельческого общества; культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура; культура нового и новейшего времени.

Новейшие исследования и произведенные модельные основы научного осмысления культуры предлагают считать культуру цивилизацией. Правда, эти понятия не всегда тождественные, хотя и тесно взаимосвязанные. Доказано, что цивилизация - это определенный уровень развития, определенный тип культуры с ярко определенными, характерными признаками. Руководствуясь этой научной концепцией, можно изучать ближневосточную, античную или другую цивилизацию; при этом модель останется неизменной, а направление исследования будет зависеть от того, какую точку зрения изберет исследователь, ведь направлений много: философия, историческая типология культуры, этнография, искусствоведение, этика, естетика и др.

Понятие "цивилизация" как социокультурное единство активно начали изучать в конце XIX ст. В XX ст. Г. Данилевский виокремив 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетскую, китайскую, ассиро-вавилоно-финикийську, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую, или европейскую, мексиканскую, перуанскую. Согласно нормам этой типологии доходим вывода:

каждая большая цивилизация - это своеобразный архетип, вибудований по собственному оригинальному плану;

жизнь и бытование в пространстве и времени имеет определенные границы, одна цивилизация изменяет другую;

сравнительное изучение частичных и общих признаков цивилизаций будет оказывать содействие глибшому пониманию истории в целом.

Каждый исследователь, рассматривая указанную проблему, искал собственные подходы и решение с целью научного обгрунтування своей концепции. Так, философ О. Шпенглер виокремив восемь основных культур. А. Тойнби на основе сравнительного анализа доказывал, что человечество делится на самозапертые, дискретные единицы - цивилизации. Он не классифицирует их как культуры, а сводит к обобщенному фактору, считая культурными сообществами.

Своеобразную концепцию типов культуры вывел известный ученый Дж. Фейблман. По его мнению, внутренняя специфика культуры определяется культурно детерминированным поведением индивида. При этом он выделяет пять ее ведущих типов: допервисно-об-щинний, первобытнообщинный, военный, религиозный, цивилиза-цийний. Правда, он обуславливает отдельное функционирование еще двух: научного и постнаукового. Все они являются магическими системами ценностей, которые могут взаемозаминюватись или просто заменять одна одну в любой последовательности. Как правило, это подвижные образования, к которым входят два и больше типов культуры. Такие образования не могут иметь идеальной модели и всегда имеют переходные формы. Поэтому принадлежность конкретной культуры к какому-то идеальному типу сугубо условная.

Философсько-культурологични определения цивилизационных процессов дополняют исторические и так же делятся на периоды: бронзовый возраст; период больших цивилизаций, или "осевых", за К. Ясперсом; языческий - христианский период (преимущество отдается библейской точке зрения, как в Г. Гегеля или С. Соловйова);

традиционное общество (имеется в виду современное); докапиталистическое общество, за К. Марксом; рабовладельческий порядок, феодализм, капитализм, за историческим материализмом; Восток - Запад, их противостояние и единство; Ближний Восток - Китай, Индия, Западная Европа - типологические критерии, за М. Вебером; нормальные цивилизации - цивилизации отклонения, за Р. Геноном, М. Петровым. Известные периоды истории и немногочисленные памятки достигают возраста приблизительно 2,7 млн лет. В большем объеме история человечества прослеживается в течение последних 40 тыс. лет. Заметными становятся тенденции осложнения производственного процесса, социально-экономических и политических отношений. Изучая памятки материальной культуры, можно проследить развитие общества, культурно-художественных процессов. За всю историю человечество сделано лишь несколько глобальных изобретений, которые существенным образом повлияли на развитие цивилизации. Это изобретение колеса, гончарного круга, освоение огня, выплавка металлов, особенно железа, и книгопечатанье. Все производные от них научные разработки лишь дополняли и модифицировали их, они и сегодня активно служат человеку.