Культура Украины XVII-XVIII ст


Вступление

1648-1764 pp. - период гетманского государства, ее возглавляют высокообразованные, европейского уровня политические и общественные деятели: П. Сагайдачный, Б. Хмельницкий, И. Виговський, И. Мазепа. Они прилагают большие усилия и средств с целью развития культуры, образования, шкильництва.

Школьное образование охватывает все слоя и социальные группы населения, в частности женщин. Основываются школы при Нежинском, Лубенському, Черниговском, Полтавском, Переяславському, Прилукском и Миргородском полках. На 1099 поселений их было 866, в новоство-рених Черниговскому, Городненському и Сосницькому уездах работали 134 школы, т.е. одна школа на 746 учеников. За активной "помощи" Русской империи 1875 г. их осталось 52, т.е. одна школа на 6700 учеников. Просвещенные люди были лишний в "украйнах" империи.

Польское правительство относилось к украинским школам не лучше, преимущество предоставлялось католическим учебным закладам.

Подготовка собственных кадров высшего звена начинает в Льве, а в начале XVII ст. зосереджуеться в Киеве, где особой славы и популярности зажила Киево-Могилянская академия.

Благодаря высокому образовательному уровню общества в Украине XVI - начала XVII ст. формируются мировоззренческие основы, которые базируются на философских взглядах Аристотеля. Они были положены в основу методики преподавания логики, диалектики, физики, метафизики и естетики. Это направление было распространено во всей Европе. Обычным явлением считалось изучение произведений античных и средневековых философив.

Ярчайший представителями этой эпохи были мыслители-философы Ш. Прокопович и Г. Сковорода. Отходит от религиозных догматов литература; освободительная война продиктовала свои темы - подвиги народа и его героев. Так, из религиозного к светскому направлению в литературе приходят Д. Туптало, К. Зинов'ев, С. Яворський и др. Г. Сковорода делает попытку ввести в литературное обращение живой народный язык.

В конце XVII ст. приобретают популярность драма, в частности пасхальная, где библейские темы объединяются с сюжетами будничной жизни, а также исторические и моралистические спектакли. Преимущество отдается отечественной исторической тематике. В антрактах разыгрываются комически-бытовые и сатирические интермедии; язык их максимально приближенная к бытовой, народной. Не згасае интерес и к вертепу.

Отдельную группу представляют литературные произведения, в которых освещается протест против имперской политики России относительно Украины. Это, в частности, произведения С. Дивовича "Разговор Великороссии с Малороссиею" (1762), где речь идет о правах украинцев на историческую суверенность и чувство национального достоинства, и В. Капниста "Ода на рабство" (1780), в которой речь идет о положении Украины, которая находится "под игом тяжкия государства".

После взлета в XV-XVI ст. следующие XVII-XVIII ст. стали периодом руины не только государственности, а и культуры. И все же, несмотря на тяжелое положение, Украина старается сохранить идею независимости, стремление к суверенитету. Они не згасали на протяжении всего XIX ст.

Феофан Прокопович - выдающийся деятель просвещения и культуры

Феофан Прокопович родился в Киеве 1677 г. Рано потерял родных, жил под опекой дяди, профессора и ректора Киево-Могилянской академии.

Дядя рано отдал мальчика на обучение к Академии. Учил он охотно, легко, но на последних курсах с ним случилось бедствие - умер дядя. Наверное, через материальные нужды он оставил Академию и отправился в путешествие по Европе, которую начал из Польши, а закончил в

Рими, где в коллегии Святого Афанасия учился три года. За отдельными источниками, после ее окончания был висвячений на кардинала, но в 1701 г. потайки оставил Рифм и возвратил в Украину.

С 1705 г. Ш. Прокопович излагает в Киево-Могилянской академии, где читает курсы поэтики, риторики, философии, теологии, делает попытку трактовать их из материалистических позиций, выступает против авторитаризма и догматики. Занимается драматургией, пишет сатирические пьесы, в которых высмеивает зажерливисть, пьянство, распущенность, жадность, невежество. В трагикомедии "Владимир" коллеги легко узнают себя в художественных образах Жеривола, Курояда, Пиара. Отношение их к молодому профессору, мягко говоря, было не наилучшим. Они организовывают дискуссии, чтобы предъявить обвинение Ф. Прокоповича в ереси. И, к счастью, у него к тому времени уже был могущественный покровитель - Петр И, который при близком знакомстве увидел, что их взгляды на церковь совпадают, отвечают духу реформ. Петр И забирает Ф. Прокоповича к Петербургу, где тот становится советником царя в делах образования и надежным помощником в борьбе с боярской и церковной оппозицией.





Вернуться назад