Авангардные направления в искусстве 19-20 столетие


Авангардные направления в искусстве 19-20 столетие

Иррационализм был стрежнем культурного развития конца XIX - начала XX ст. Поскольку разочарование в силе ума познать действительность было одной из основных причин возникновения в начале XIX ст. романтизма, то подобные духовно-культурные процессы конца XIX-начала XX ст. иногда называют неоромантизмом. Неоромантизм старался синтезировать и переосмыслить европейскую культуру, найти идейные и психологические ориентиры для ее развития в условиях упадка художественной культуры, сознания и морали. Деятели культуры этого периода называли себя декадентами, т.е. людьми, которые создают культуру упадка.

Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стража) - общее название художественных направлений 20 столетие, для которых характерные поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, или недооценка полное возражение традиций и абсолютизация новаторства. Рожденный духовной атмосферой 20 столетие с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, далекого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи расположений духа социального протеста, революционного содержания. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластической и другой) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозайзация" поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство).

Противоречивая природа авангардизма обозначилась в тяготении одних его направлений к формализму (победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе, акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи, атональность и какофония в музыке), а других, наоборот, - к возражению эстетической сути искусства и утилитаризма (слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой). В своих крайних формах смыкает с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством. Талантливые представители авангардизма нач. 20 столетие (футуризма, имажинизма, конструктивизма и др. ), что последовательно соблюдали прогрессивное мировоззрение, смогли преодолеть узкие рамки этих направлений и обогатили культуру новыми художественными ценностями.

В пределах эпохи неоромантизма развивается эстетичное и литературно-художественное течение - символизм. Признанным лидером символизма был известный французский поэт конца XIX ст. Малларме. Для символизма главным было непознанный в окружающем мире и человеческой душе, которое можно было выразить лишь туманными символами, подобный которым не существует в природе. Объект изображения - мир тайн и мечтаний. В их творчестве удивительно объединялось реальное и таинственно, мифологическое и мистическое.

Иррациональные основы символизма особенно заметные в поэзии, живописи, театральном искусстве. Корифеем символизма считается выдающийся немецкий композитор Р. Вагнер, который в своих «музыкальных драмах» соединил музыку, поэзию, живопись, архитектуру, танец и режиссуру. Лидером немецких символистов был известный поэт С. Георге. В Франции последователем Малларме стал поэт П. Фор, который в 1890 г. основал в Париже Художественный театр и в разнообразных спектаклях - от пьес-феерий до литературных композиций - воплощал эстетичные принципы символизма. В России это течение представляли поэты О. Блок, В. Брюсов, А. Белий, композитор А. Скрябин.

В Англии символисты группировались вокруг журнала «Желтая книга». Последовательным символистом в английском искусстве был выдающийся режиссер Г. Крег, постановщик известной оперы «Дидона и Эней». Близким к символизму был и писатель О. Уальд.

Стиль модерн в искусстве

На границе столетий сложился новый стиль модерн - новый, современный, который нашел свое выражение во всех видах искусства.

Стиль модерн пришел на смену занепадаючому в последней трети XIX ст. импрессионизма - течения в изобразительное искусстве, которая старалась обобщить, синтезировать восприятие объекта через разложение красок на отдельные элементы. Уже в творчестве французского художника П. Сезана заметный отход от импрессионистского видения природы и просторную. Кроме оживления цвета и светлая в изображении, Сезан будто «розсувае пространство, перенося у него зрителя. Кроме Сезана, к художникив-постимпресионистив принадлежат также В. ван Гог, П. Гоген. Г. Гогена считают лидером неопримитивистив, поскольку он в поисках нового художественного синтеза, возвращение человека к гармоническому слиянию с природой считал необходимым притронуться к старинным архаическим культурам Востока. В этом синтезе Гоген отбрасывал ненужные детали, упрощал модель для большей выразительности. Упрощение включало некоторую деформацию, нарушение пропорций, которое определялось художественными задачами и должно было раскрыть внутреннее содержание изображенного, его сущность.





Вернуться назад