Достижение культуры Месопотамии и Старинного Египта


Достижение культуры Месопотамии и Старинного Египта

Культура Месопотамии.

В Передней Азии особенно удобной для земледелия была природно-историческая область между Тигром и Евфратом, которую старинные греки называли Месопотамией (Междуречьем). Именно здесь зародилась характерная для Старинного Востока сельскохозяйственная цивилизация и создались ранние формы государственности. Начальное эта цивилизация состояла из двух частей - Шумера на юге и Аккаду в центре и достала название «Шумеро-Аккадська культура», ее архаическую эпоху обычно разделяют за местами археологических раскопок на три периода: Ель-Обеиду, Уруку и Джемдет-Насру, что охватывали почти все IV тыс. к н.э. и предшествовали возникновению древнейших держав.

Творцами шумеро-аккадськой цивилизации были шумеры - старинный народ, который пришел на юг Месопотамии из горных районов Еламу, и семитские племена Аккаду из сирийсько-месопотамського степи. На протяжении периодов Уруку и Джемдет-Насру они достигли большого прогресса во всех областях производства и культуры. Именно шумеры заложили основы монументальной архитектуры, связанной с храмовым строительством, изобрели гончарный круг и выплавке бронзы. Распространение торговых отношений вызвало прогресс в усовершенствовании транспортных средств - были изобретены колесо, колесница и тележка. В связи с необходимостью составления хозяйственных документов у шумеров появляется примитивная картинная (пиктографическая) письменность.

Благодаря земледельческому таланту шумеров Месопотамия превратилась в цветущий край. Густая сеть оросительных каналов и тщательная обработка земли давали возможность получать богатые урожаи, были развиты ремесла, торговля, строительство, сводились величественные дворцы, храмы и гробницы. Существовало совершенное ювелирное искусство, изготовлялись золотые вещи, драгоценные украшения, впервые в мире было получено цветное стекло. Благодаря созданию первой в мире регулярной армии правителю Кдшу Саргону И в конце XXIV ст. к н.э. удалось объединить другие города-государства Месопотамии в единое царство.

Шумеры достигли многих культурных свершений, которые стали важным достоянием мировой цивилизации. /Они усовершенствовали пиктографическую письменность и создали более удобную клинопись, составили первые астрономические календари и правовые кодексы, начали в литературе эпос мифологического содержания. Здесь была изобретена арифметика и зародилась геометрия, для вычисления использовались таблицы умножения, дроби, квадратные и кубические корни. Образование будущие жрецы-чиновники приобретали в школах при храмах, где изучали математику, астрономию, астрологию, овладевали письменностью, специальными знаниями из богословия, права, медицины и музыки.

На особое внимание заслуживают достижение шумеров в разных областях художественного творчества, их чрезвычайно развитый эстетичный вкус ярко отразился в изобразительном, ювелирном и строительном искусствах. „високого уровня достигла шумерская скульптура, в частности, мастерски изготовленные статуи богов, царей и жрецов, которые устанавливались в храмах. Приобрела распространение в Шумере и пластика в металле. Найденная археологами диадема царицы Шубад принадлежит к изделиям высочайшего ювелирного гатунку. Шумерские архитекторы положили начало строительству городов, окруженных мурами, многоэтажных домов и зиккуратив (своеобразных храмовых башен со святинями-алтарями), облицованных мозаикой с разноцветных полированных" плиток.

Благодаря торговым и межгосударственным связям культурное влияние шумеров распространялся и на соседние страны и народы, особенно на Малую Азию, Закавказье, Египет. Заложили они основы и для культурного развития своей, спадкоемници в самой Месопотамии, которой с II тыс. к н.э. постоянная цивилизация Вавилону. Это государство, которое просуществовало к VI ст. к н.э. , создали завоевателю-месопотамии - кочевые семитские племена аморитив.

Родственность шумерской и вавилонськой культур грунтувалася, прежде всего, на особенностях мировосприятия, религиозных верованиях и мифологических представлениях жителей Месопотамии, связанных с обоготворением природы. . Страх перед грозой и наводнениями породил представление о богах водного хаоса Апсу и Тиамат, верховного бога земли и грома Енлиля. Но с началом использования искусственного орошения в земледелии наступает время осознания благодатной силы воды, поклонение доброму богу воды и мудрости. Возникает земледельческий культ умирающего и воскресаючого бога Думузи (Таммуза). Обоготворение природы нашло отображение и в представлениях о космосе как высший порядок, который управляет всем свитом, не допуская анархии. Особую популярность получили астральный культ (обоготворение неба и небесных светил) и связанное с ним астрологическое предусмотрение будущего на основе размещения планет и звезд. Бог неба Ну-ка становится верховным богом («отцом», «царем богов») в шумерском пантеоне. Яркое отображение в мифологической 1-шумеро-вавилонський литературе нашли попытки объяснить существующее мироздание. Так, в частности, возник миф о создании мира из водной стихии и миф о божественном создании человека из глины, чтобы она вела благотворную жизнь, выполняя волю богов и прислуживая им. В шумеро-вавилонський культуре, которая рассматривала Вселенную как всеобщий порядок, единую «космическое государство», благотворная жизнь, прежде всего, выступало именно как послушная жизнь, начиная от послуха старшим в семье, продолжая покорностью государственной власти и завершая служением богам. Путь послушания воображался путем обретения божественной милости и достижение земного счастья, почетного положения в обществе.





Вернуться назад