Этика как наука о морали. Основные задачи этики в современных условиях

Главная - Культура - Этика как наука о морали. Основные задачи этики в современных условиях

Вступление

Понятие добра и злая, морали и нравственности, этики есть одними из самых распространенных в языке, и в тот же время одними из самых многозначительных и неопределенных. Моральные проблемы при этом появляются одними из важнейших для человека.

Так, большой немецкий философ И. Кант писал, что «все интересы моего ума (и спекулятивные и практические) объединяются в следующих трех вопросах:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?» .

Первый вопрос гносеологический и решается чистым спекулятивным умом. Второй вопрос моральный и решается чистым практическим умом. Первый вопросу посвященная, как много кто считают, главная работа Канта - «Критика чистого ума», что представляет собой очень глубокая и сложная философская работа. Второй вопросу посвященные у Канта «Критика практического ума» и др. этические работы. Но сам Кант отдавал предпочтение чистому практическому уму перед чистым спекулятивным умом, т.е. этика по нему имеет определенное первенство перед гносеологией. «Итак, в соединении чистого спекулятивного ума с чистым практическим в одно познание чистый практический ум имеет первенство, если предположить, что это соединение не случайное и произвольное» . Таким образом, сложная гносеология Канта может быть рассмотрена как введение в этику.

Гениальный художник и большой моралист Л. Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что моральное обучение есть самая вульгарная и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а тем временем вся жизнь человеческая, со всеми настолько сложными и разнообразными, притворными независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая - не имеет другой цели, как больше и большее выяснение, утверждение, упрощение и общедоступность моральной истины» .

1. Этика как учение о морали

Итак, что такое мораль, нравственность, этика? Наипроще дать определения этики. Этика есть учения о морали. Мораль появляется предметом этики. Этика возникает в лоне философии и существует по действительное время как философское обучение и философская учебная дисциплина. Основателем этики признается большой древнегреческий философ Сократ (469-399 к н.э. ). Наибольшими етиками в истории человечества были Платон (428-328 к н.э. ), Аристотель (384-322 к н.э. ), Сенека (4 к н.э. - 65 н.э. ), Марк Аврелий (121 - 180), Августин Блаженный (354 - 430), Б. Спиноза (1632 - 1677), И. Кант (1724 - 1804), А. Шопенгауер (1788 - 1860), Ф. Ницше (1844 - 1900), А. Швейцер (1875 - 1965). Этикой занимались все большие русские мыслители. Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон Задонский (1724 - 1783), св. Феофан Затворник (1815 - 1894), Ул. С. Соловьев (1853 - 1900), Н. А. Бердяев (1874 - 1948), Н. О. Лосский (1870 - 1965). Мировое значение приобрели моральные идеи Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

На развитие морали и этики огромное влияние сделали идеи моралистов, т.е. людей новые моральные заповеди, которые предлагает, более глубокое понимание известных моральных принципов. К числу больших моралистов человечества следует отнести Моисея, Будду, Конфуция, Исус, Мухаммеда.

Существует, однако, и попытка сделать этику «научной», оторвав ее от такой мировоззренческий, «ненаучной» формы как философия. - Подобная тенденция наблюдается в позитивизме, который старается сделать из этики суровую верификовану научную дисциплину. Но в результате из их этики идет мораль и остается «этика без морали».

Считается, что термин«этика» ввел Аристотелю для обозначения особых добродетелей характера в отличие от дианоетичних добродетелей ума. Он же создает и теорию об этических добродетелях - этику . И здесь содержится важная мысль, которая повлияет на дальнейшее развитие этики и психологии, а именно: человеческий интеллект состоит из двух важнейших частей - ума и характера. Ум содержит в себе мышление, память; характер - чувство, волю.

В отличие от во многом стихийно формируется нравственности, этика представляет собой сознательную духовно-теоретическую деятельность. Но теоретически она решает и много кто по практическим вопросам, которые возникают перед человеком в жизни и какие связанные с проблемами долга, добрая, злая, смысла жизни и т.п. Этика рационально осмысливает, развивает и формализует некоторые интуитивно очевидные для нас истины о моральных ценностях, прибавляя тем самым подобный интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений. И это очень важная, нужна и сложная работа. Так, например, наибольший американский етик XX столетие Дж. Ролз свою таки сложную концепцию «справедливости как честности» строит на двух, интуитивно принятых как справедливые, принципах - принципе «равенства исходных позиций» и принципе « преимущества, щокомпенсуе,» для менее процветающих членов общества. Поэтому традиционно этику еще называют «практической философией».