Общая характеристика культуры ХиV-першой половины ХVIII ст


Возрождение или Ренесанс - одна из наиболее знаменитых эпох в истории человеческой цивилизации. В области искусства и литературы она взлелеяла таких великанов как Данте, Петрарка, Боккаччо, Рабле, Сервантес, Шекспир, Леонардо де Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Донателло, Мозаччо, Брунеллески. Их произведения и к сегодня сохраняют значение непревзойденного образца.

Чему же именно в эту эпоху возникшее такое впечатляющее количество истинных титанов искусства? Какие факторы общественной жизни оказывали содействие этому? И или можно считать Возрождение ярчайший периодом эволюции западной культуры и цивилизации?

Культура Возрождения (Ренесансу) представляет не весьма длинную эпоху. Хронологически европейское Возрождение длится около четырех столетий - конец ХИИИ ст. - к началу ХУИИ ст. и охватило Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Венгрию, Польшу, Чехию, северную Хорватию.

В социально-экономическом и политическом отношении, а также хронологически, эпоха Возрождения в целому остается в пределах Средневековья, рамках феодализма, хотя и с этой точки зрения она во многом есть переходной. Что же касается культуры, то здесь Возрождение действительно представляет совсем особую, переходную эпоху от Средневековья до Нового времени.

Самое слово “ренессанс” означает отказ от средневековой культуры и возвращение, “возрождение” культуры и искусства греко-римской античности, в частности возрождения произведенных античностью представлений о человеке. Важной характеристикой Ренесанса есть возрождения античного мышления и науки. В отличие от средневековой культуры Ренесанс является светской культурой и таким мировоззрением, которое базировалось на земных вкусах человека. Ренессанс был переходной эпохой от средневековой культуры к культуре Нового времени. В зависимости от конкретных исторических условий в каждой западноевропейской стране культура Возрождения формировалась, развивалась, достигала расцвета и переживала кризис позднего периода по-разному. Наиполнее и найпослидовнише эволюция проходила в Италии, где четко отличаются четыре ее этапа. Проторенесанс (последняя треть ХИИИ - начало ХИУ ст. . , период, во время которого появились первые признаки качественных изменений в культурном процессе) и собственное Возрождение, в котором различают Раннее (начало ХИУ ст. - 90-те г. ХУ ст. ), Высокое ( 90-те года ХУ - начало ХУИ ст. ) и Позднее Возрождение ( 40-ви года ХУИ - начало ХУИИ ст. ).

Возрождение возникло на грунти достижений средневековой цивилизации, в частности, периода Позднего Средневековья, когда феодальное общество достигло высокого развития и испытало больших изменений. Оно связанное с переходом от аграрной культуры к городской и должно быть соотнесено с тем построением феодальных общественно-политических и идеологических структур, которые должны были приспособиться к требованиям развитого, простого товарного производства. Общество стало более динамическим, продвинулось вперед общественное разделение труда, ускорилось течение истории. Происходит разрушение васальськой системы, основанной на земельных дарениях, становится понятной преимущество денежной формы прибылей класса феодалов. Происходит изменение сюзеренитета королевской властью, построенной на принципе суверенитета. Возникшая потребность в экспериментальном познании природы, размежевании церкви и государства, формировании доктрины сословного государства, для которого необходимо было восстановление элементов римского права. В сфере культуры усиливается борьба за освобождение философской мысли от авторитета церкви, появляются новые знания и умственные течения, которые не вкладывались в средневековую философсько-богословську систему. Все эти явления подводили к прогрессивному перевороту, которым и стало Возрождение. Возрождение - могущественное культурное движение, в ходе которого состоялось преодоление духовной диктатуры церкви, возникшая новая культура, обращенная к земным делам, стремлениям людей, новая философия и наука, небывалого расцвета достигло искусство. В пор Возрождения возникло новое мировоззрение, которое достало название гуманизма. “Первым гуманистом” называют большого итальянского поэта Франческо Петрарку. Он развил гуманистические идеи в лирических стихах, в латинских прозаичных произведениях, трактатах, многочисленных письмах. Одним из центральных в этике Петрарка было понятие “гуманитас” ( от лат. humanitas - человеческая природа, духовная культура). Оно стало основанием построения новой культуры, отсюда и термин“гуманизм”. Петрарка бросил вызов схоластике, подвергал критике ее не за недостаточное внимание к проблемам человека, подчиненность теологии. Таким образом программа становления новой культуры в главных чертах была начерчена Петраркой, ее разработку завершили его последователи - Джованни Боккаччо и Колюччо Салютати. Гуманизм стал выражением нового мировосприятия, нового понимания сущности человека и земной жизни. Гуманизм - это система идей, поглядив на человека как высочайшую ценность, утверждение права человека на земное счастье. Гуманисты назойливо подчеркивали идею о гармонии мира и достоинство человека, не родовую и сословную, а исключительно личную, проводили идею важности каждого индивидуального существования. Именно в ренессансной культуре была произведена идея о безграничном могуществе человека, о ее неограниченных возможностях. Актуальной была активная деятельность человека, а не ее отход от мирских дел, ведь земная жизнь - высочайшая ценность, единая возможность для человека проявить собственную природу и индивидуальную неповторимость. Характерной особенностью культуры гуманизма есть “реабилитация” естественного в человеке, определение гармонической единство телесного и духовного. Отбрасывая аскетизм, гуманисты противопоставляли ему новую мораль, основанную на единстве плоти и Духа и, согласно этой морали, добывали в борьбе право человека на земную радость и интеллектуальное развитие, на удовлетворение существенных и духовных запросов на право стремиться земной, прижизненной славы.





Вернуться назад