Основные направления в развитии искусства

Главная - Культура - Основные направления в развитии искусства

Основные направления в развитии искусства

Разнообразие общественной жизни проявляется в особенностях образности художественного мышления. Основные направления нашли отображение в необыкновенном многообразии, богатстве стилей и жанров. Сохраняются бароко и классицизм, возникают рококо, романтизм и сентиментализм. Эти стили нередко взаемоперетинаються.

До 17 столетие преобладал в искусстве реализм. И начиная с 17-18 столетие возникает целый ряд других интересных и долгодействующих направлений. Воцарилось рококо, искусство гедонизма. Художники и поэты рококо прославляли жизни как погоню за быстротечным наслаждением, как галантную игру “любовь и случая” как праздник Вакха и Венеры. Ведь рококо имело преимущественно светский характер. Оно более камерное и интимное, искреннее, связанное с бытом человека. Наибольшего своего развития оно приобрело в области прикладное искусство. В архитектуре оно почти не используется в конструкции сооружений, но широко применяется в планировании и оформлении интерьеров. Рококо входит в интерьер, чтобы превратить его величавость на приятный комфорт, который ощущается во всем: мебели, посуде, декоративных тканях, которые разукрашивают жилье, бронзе, фарфору. Асимметрия становится главной характеристикой формы. Она создает ощущение беспокойства, которое напрягает и смущает.

Мироощущение рококо - жизнерадостная стихия бесконечного праздника. Оно создавало иллюзию беззаботного мира, в котором можно спрятаться как в уютной раковине (срок рококо происходит от слова “рокайль” - раковина), и переждать ненастье. Но такая иллюзия была непрочной, Беззаботность этого утонченного и эгоцентрического культа эмоционально-эротического наслаждения кое-что потьмаруеться осознанием того, что эта радость жизни непостоянные и временные. Даже в знаменитом девизе эпохи “после нас хотя потоп”, за самоуверенным бравированием ясно прослеживалось предчувствие угрозы страшного конца.

Особое место в художественной культуре ХУИИИ ст. занимал классицизм, который более всего отвечал эпохе просвещения, отмечался антифеодальной направленностью, а потому входил у противоречие с аристократическим искусством. На протяжении столетия классицизм испытал змин.

В конце столетие, накануне Французской революции. , снова проявлялась общественная потребность в искусстве с ярко выраженной гражданской идеей. Такое искусство появилось - искусство революционного классицизма, которое наиполнейшего развития приобрело в ХИХ ст. в творчестве Давида и Делакруа.

В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права лица. Классицизм перестает быть запертым, изолированным художественным явлением и тесно сталкивается с бароко, рококо, сентиментализмом, народной культурой разных европейских стран. Это взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатили классицизм, сделали его более свободным от условностей и жестких нормативив.

Сентиментализм возникает во второй половине ХУИИИ ст. Он был первой оппозицией просветительскому обоготворению ума. Он противопоставил ума культ страсти.

На последнюю четверть ХУИИИ ст. приходится возникновение романтизма. Для этого направления присущий духовный порыв, подъем над реальностью, которая обусловлено нежеланием змиритися с разногласиями действительности. Культ личности и культ искусства как сферы свободы творчества объясняют особенности искусства романтизма.

Накануне революции архитектура Франции снова возвращает к классицизму. Она приняла снова классическую простоту, фасады строений определялись простыми линиями, античными колонами и фризами, скромной орнаментикой. Этот стиль утвердил в годы империи Наполеона и получил название ампир (империя). Заметным явлением был также классицизм в архитектуре Англии связанный с именами И. Джойса и К. Рена. Живопись ХУИИИ ст. уступал за драматизмом и масштабностью живописи ХУИИ ст. Наибольшие достижения живописи связанные с творчеством Ж. -А. Ватто, Ф. Буш, Ж. -О. Франагора Ш. -Л. Давида в Франции, У. Хогарта и Д. Рейндольса в Англии, Ф. Гойи в Испании.

Рассматривая театр и музыку, важно осознать, что в ХУИИИ ст. они занимали в иерархии духовных ценностей ведущее место. Театр оказался близким поэтому времени за самой своей сутью. Жизнь якобы шло навстречу театральному искусству: немало его форм в ХУИИИ ст. подвергаются полной театрализации. Придворный этикет, церковная служба все больше приобретают рис театрального зрелища; знаменитый венецианский маскарад, который длился около рока, становится определенной формой быта.

Театр становится кафедрой и трибуной просветителей. Сатирические комедии Филдинга и почти вся драматургия Гольдони, “Свадьба Фигаро” Бомарше и “Разбойники” Шиллера рассчитаны не на выбранных поцинувачив: спектакля были адресованные демократическому зрителю, то были акты гражданской борьбы. Вместе с классической трагедией ХУИИИ ст. открыло мещанскую драму, новый жанр, который сделал взнос в демократизацию театра. В конце концов особого расцвета достигла комедия, представленная такими мастерами, как Хольберг, Гей, Филдинг, Шеридан, Бомарше, Гольдони. Если изобразительное искусство рококо стремилось прежде всего украшать жизнь, театр - разоблачать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает масштабностью и глубиной анализа самых сокровенных уголков человеческой души. В ХУИИИ ст. возрастает потребность в светской музыке, усиливается ее значение. Церковная хоровая и органная музыка начинает наполняться светским жизнеутверждающим змистом.