Религиозное искусство первоначального общества


Религиозное искусство первоначального общества

Проблема соотношения культуры и религии всегда вызвала большую заинтересованность среди ученых разных научных школ и мировоззренческих ориентаций. Эту проблему освещали: П. Флоренський, М. Бердяев, Б. Рыбаков, Э. Тайлор, Д. Фрезер и др.

Единой мысли относительно соотношения культуры и религии в ученых не существует. Одна из культурологических концепций - богословская, или религиозная; почти все ее представители исходят из того, что религия является основой культуры.

Религия и искусство имеют общие истоки и корни. Источника искусства содержатся в человеческой работе, особенно в той ее части, где более всего проявляется человеческая инициатива. Вследствие свободы творчества человек создает орудие работы, развивает общение с подобный себе, эстетично осваивает свит.

Источника религии лежат в человеческой практике, которая выражает зависимость человека от окружающего мира; именно тогда у нее возникает желание обратиться за помощью к другим, могутниших, чем она самая, сил. Одной из ранних форм религии был фетишизм (от фр. - идол, талисман), который оказывался в пошануванни материальных предметов, наделенных, на мысль давних людей, таинственными свойствами. Среди других ранних форм религии существовали анимизм (от лат. - душа), т.е. вера у существования души, и тотемизм (от слова "ототем", что означает "его род") - фатальная вера в сверхъестественную связь между человеческими родами и животными. Они были типичными для первобытнообщинного порядка и входили в состав той культуры, которая отвечала данной стадии развития.

С дальнейшим развитием общества возникли политеизм, народно-национальные религии. Классическим примером политеизма (от грец. поле - много, вера во многих богов) могут быть древнегреческая и древнеримская религии с их огромным количеством разных богов. К народно-национальным принадлежат иудаизм, индуизм, конфуциантство и др. Исповедниками таких религий есть, как правило, представители одного этноса, хотя могут быть и лица другой национальности.

Народно-национальные религии представляют собой специфические системы религиозной культуры, которым присущий детальная ритуализация повседневного человеческого поведения (потребление пищи, соблюдение гигиеничных правил), специфическая обрядность, суровая система религиозных правил и запретов, моральных норм и ценностных ориентаций, произведенных суспильством.

Таким образом, в меру осложнения общественного организма, его материальной и духовной культуры более весомыми становятся и самые религиозные системы, образовывая своеобразную подсистему ценностей.

Во всемирно-историческом процессе разнообразные религии сыграют неодинаковую роль. Наиболее заметную выполняют те религии, которые принято называть мировыми за количеством верующих: буддизм, христианство, ислам. Именно эти религии проявили способность максимально приспосабливаться к изменению общественного отношения и вышли далеко за границы территорий, на которые сначала возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, они все время трансформировались соответственно ходу истории.

Изучение истории религии базируется, в значительной мере, на изучении религиозных памяток, которые являются убедительными примерами связи между религией и культурой. Под религиозными памятками мы понимаем прежде всего культовые сооружения, памятки религиозного искусства (живописи, музыки), религиозной литературы, религиозной архитектуры.

История культуры сохранила немало религиозно-письменных памяток, среди которых - Веды, Библия, Коран.

Кроме литературно-письменных, мировые религии имеют также и другие культурные памятки: культовые здания (храмы, церкви, костелы, монастыри, мечети, синагоги), живопись (иконы, фрески, миниатюры), музыку, обряды.

Имея функциональный характер, много религиозных памяток одновременно являются выдающимися достижениями мировой культуры. В их создании принимали участие гениальные архитекторы, художники, мастера фресковой живописи, иконописце, композиторы. Тем самым религия осуществила большое влияние на развитие всех видов искусства, а соответственно - культуры вообще.

Старинный Египет стал, достоверно, родиной мировой религии и естетики. Обоготворенный солнечный шар постоянно считался старинными египтянами высшим благом и высшей силой. Солнце и жизненная сила, свет и красота из прадавних времен отождествлялись в египетской культуре, были животворными печатями земной жизни.





Вернуться назад