Классицизм как направление развития искусства и литературы. Живопись, скульптура и архитектура классицизма

Главная - Культура - Классицизм как направление развития искусства и литературы. Живопись, скульптура и архитектура классицизма

Еще более сложный и неоднозначный по своей природе классицизм (от лат. сиаззисиз - образцовый), который пережил глубокие изменения и наполнился новым содержанием во второй половине XVIII ст. Как целостная система этот стиль начал функционировать в Франции в XVII ст. , в эпоху подъема абсолютизма; теоретические принципы его изложил Н. Буало (1636-1711) в дидактической поэме "Искусство поэтическое". Грунтуючись на принципах философского рационализма, классицизм воспитывал идеальное представление об умной и справедливой власти просвещенного монарха, поэтому в художественных произведениях преобладали общественные, героические и патриотичные мотивы. В духе античного эстетичного идеала утверждалась четкая низменность жанров искусства на "высокие" и "низкие". К первый, где отображалась жизнь мифологических персонажей, королей, полководцев, принадлежали трагедия, ода, героическая поэма; к второй, героями которых выступали крестьяне, мещане, - комедия, басня, сатира, идиллия. В драматургии не допускалось смешивание трагического и комического, величественного и простого, сурово придерживался закон "трех единств" - действия, времени, места. Выдающимися достижениями классицизм завдячуе творчеству драматургов Ж. Расина и Ж. Б. -Мольера. Ж. Расин (1639-1699) в пьесах "Британик", "Митридат" показал конфликт между человеческим достоинством, высокой моральной обязанностью и деспотической властью, эгоистическими страстями. Через творчество Ж. -Б. Мольера (1622-1673), который утвердил жанр "высокой комедии", классицизм обратился к проблемам народной жизни.

Конец ХVИИ - поч. . ХИХ ст. характеризуется в украинской архитектуре значительному ростом объема строительства, распространением нового стиля - классицизма. Классицизм предоставлял всем мостостроительным мероприятиям государственного официального характера. Со второй стороны в пределах этого стиля в какой-то мере оказались исторически-прогрессивные строительно-архитектурные тенденции времени. Кроме того, весь пластически-образный арсенал средств классицизма нос на себе отблески античности и эпохи Возрождения, интерес к которым снова усилился в эпоху просветительства. В своих лучших образцах искусство классицизма несло важные эстетичные и воспитательные функции. Торжественная простота домов, площадей, улиц извне будто подчиненные, геометрии, несла в себе глубокие эмоциональные импульсы. Развитие архитектуры большой мерой предопределяется прогрессом строительной техники. В настоящее время постепенного внедряются в строительство металлические конструкции, тем не менее, как и раньше распространенное было деревянное строительство.

В развитии классицизма можно определить три этапа: становление стиля, зрелость и занепад.

Архитектура первого этапа отмечается переходом от барокко до классицизма, поисками новых средств художественной выразительности, и новым подходом к ансамблевой застройке. Во времена классицизма приобретает значение открытый характер композиции ансамблей площадей, улиц и отдельных комплексив.

Основным достижением второго этапа было создание больших ансамблей, а в архитектуре - применение декоративного искусства для воплощения значительных художественных задумив.

На третьем этапе распространилось многоэтажное строительство, возрастали промышленные предприятия, учебные заведения. Упадок классицизма оказался также в отходе от творческого понимания и использование форм античности в господстве канонов и штампов, в чудище електризму.

Лучшие достояния зрелого классицизма находят поддержку, распространение в творческой практике украинских архитекторов и скульпторив.

Известные зодчие первой половины ХИХ ст. . такие как Андрей Воронихин, Андриян Захаров, Александр Брюллов, Василий Стасо, Викентий Беретти дополнили основную формулу классицизма, положением о целостности и ансамбля и его синтез с давней застройкой. Исключительное внимание они уделять единству архитектурных споруд.

Найвеличниший зданию по их замыслу, должны были отвечать требованиям кругового или секторально-панорамного обзора и иметь идеальные пропорции из разных точек зрения. На них должен был держаться ансамбль улицы, площадей, кварталов. Одним из наибольших достижений зрелого классицизма было воплощение в практику синтеза архитектуры и скульптуры. В первой поль. ХИХ ст. . содружество этих двух искусств достигла небывалого совершенства.

Среди значительных и наилучших сооружений конца ХVИИИ ст. . выделяется п'ятибанний Спасо-Преображенський собор в Новгороде-Северском, заложенный по плану петербургского архитектора Дж. Кваренчи. Собор размещен в центре застройки монастыря.

Квадратное в плане строение с четырех сторон имеет выступления. На выступлении главный фасад создан портик-лоджию с чотирьма колонами, затиснутыми между двумя антами. Боковые выступления подчеркнуто чотирьма пивколонами из которых средние полукруглые, а две крайние - квадратные. Боковые входы оригинально размещено в нишах. Апсида восточного фасада имеет вид пивротонди с причетвертими колонами.