Художественная культура периода Реформации

Главная - Культура - Художественная культура периода Реформации

Художественная культура периода Реформации

В художественной культуре периода Реформации сформировались два стиля - бароко и класицизм.

Эпоха бароко (от итал. barocco - странный, химерический) настала после глубокого духовного кризиса, вызванного Реформацией. Этому стиля присущий своеобразный взгляд на человека и мир как на огромный театр, где каждый выполняет свою роль. Богатый порт Амстердама в 1638 г. открыл городской театр, над входом которого можно было прочитать: "Наш мир - сцена, у каждого здесь своя роль и каждому отплатится по заслуге". Прийти на смену культуре Возрождение, бароко открыло пространство для новых возможностей в развитии искусства, которое особенно оказалось в создании грандиозных городских и парковых ансамблей. Его стилистика отмечается большим драматизмом, часто трагизмом мировосприятия, сложной уравновешенностью динамических композиций, повышенной экспрессивностью, стремлением соединить реальность и иллюзии. Динамизм скульптуры бароко, в отличие от ренесансовой скульптуры покоя, вызывает не оптимистичное ощущение могущества, величия возможностей человека, а скорее, увлечение легкостью, утонченностью, которой нереальной, внеземной привлекательностью. Если у художников классической Греции и Возрождение боги изображали очеловеченными, то у итальянского скульптора Д. Л. Бернини (1598-1680) они остаются богами. В его скульптурной группе "Аполлон и Дафна" ощущается иллюзия полета, но какого-то необыкновенного, почти нереального, кое-что фантастического.

Архитектура бароко сохраняет некоторые достижения эпохи Возрождения, однако в ренесансових формах выраженное другое содержание, другое мироощущение. Это особенно заметно в контрастах между элементами трудных объемных конструкций, которые

символизировали земное, и элементами легких утонченных конструкций - воплощение величественного. Мастера этого стиля разрабатывали новый тип городского дворца, одновременно решая задача создания больших ансамблей. Особенно поражают сооружения комплекса собора и площади св. Петра в Риме, авторство которых также принадлежит Д. Л. Бернини. Выдающимися представителями бароко в живописи были итальянец М. Караваджо и голландец П. Рубенс. Г. Караваджо (1537-1610) разработал прием так называемого ночного освещения, благодаря которому добился эффектных контрастов света и тени. Творчества П. Рубенса (1577-1640) присущий высокий гуманистический пафос (назовем хотя бы картины "Поднятие креста", "Вакханалия"). В общем, стиль бароко был неоднородным, в нем прослидковуються разные направления: "высокое" бароко (аристократическое, дворянское и церковное), "среднее" и "низкое" (мещанское и крестьянское).

Еще более сложный и неоднозначный по своей природе классицизм (от лат. classicus - образцовый), который пережил глубокие изменения и наполнился новым содержанием во второй половине XVIII ст. Как целостная система этот стиль начал функционировать в Франции в XVII ст. , в эпоху подъема абсолютизма; теоретические принципы его изложил Н. Буало (1636-1711) в дидактической поэме "Искусство поэтическое". Грунтуясь на принципах философского, рационализма, классицизм воспитывал идеальное представление об умной и справедливой власти просвещенного монарха, поэтому в художественных произведениях преобладали общественные, героические и патриотичные мотивы. В духе античного эстетичного идеала утверждалась четкая низменность жанров искусства на "высокие" и "низкие". К первый, где отображалась жизнь мифологических персонажей, королей, полководцев, принадлежали трагедия, ода, героическая поэма; к второй, героями которых выступали крестьяне, мещане, - комедия, басня, сатира, идиллия. В драматургии не допускалось смешивание трагического и комического, величественного и простого, сурово придерживался закон "трьохедностей" -действия, времени, места. Выдающимися достижениями классицизм завдячуе творчеству драматургов Ж. Расина и Ж. Б. -Мольера. Ж. Расин (1639-1699) в пьесах "Британик", "Митридат" показал конфликт между человеческим достоинством, высокой моральной обязанностью и деспотической властью, эгоистическими страстями. Через творчество Ж. -Б. Мольера (1622-1673), который утвердил жанр "высокой комедии", классицизм обратился к проблемам народной жизни.

Итак, бароко и классицизм можно рассматривать как культурно-мировоззренческие явления переходного периода - от Реформации до Просвещения. Духовная суть бароко выразила кризис сознания социальных верхов, которое проявилось в контрастах “высокого” и “низкого”, “духовного” и “материального”, “покоя” и “экстаза”. Классицизм в допросвитницький период большей частью выражал эстетичные идеи, художественные вкусы и даже политические позиции той части феодальной аристократии, которая видела спасение системы в укреплении абсолютной монархии, в тотальном контроле над духовной жизнью народа, использовании мировоззренческих ориентиров рационализма с целью предоставления старым идеям привлекательного звучания. Вместе с тем, в классицизме этого периода нельзя увидеть критики феодального образа жизни, попыток обращения к социальным низам как представителей ума и здравого смысла.

Оценки культуры Средневековье как своеобразного этапа в развитии человечества традиционно противоречивые. Обращение к источникам не весьма давнего прошлого большой мерой стало толчком к формированию и развитию европейского романтизма.

У ведущих теоретиков романтизма братьев Шлегерив готика превратилась уже на символ христианства - как воплощение бесконечности, как самое прекрасное. Гейне подвергает критике взгляды Шлегерив, тем не менее и сам делает ударение на величии и силе средневековья, которое, дескать, даже камнем сумело овладеть так, “что он возрастает в призрачному вдохновенные, так вот и этот найтвердиший материал становится выразителем христианского спиритуализма”.