Ю. А. Целевич-видатний деятель культуры

Главная - Культура - Ю. А. Целевич-видатний деятель культуры

Ю. А. Целевич-видатний деятель культуры

Помiж выдающихся просвiтницьких дiячiв, культурно-общественных подвижникiв украинского духовного вiдродження другой половины ХIХ ст. по праву слiд назвать Юлiана Андрiйовича Целевича. Родился вiн в с. Павельчi (нинi Тисменицький район) вблизи Станiслава (теперь Iвано-Франкiвськ) в сiм"й священника. Учился в Станiславi на протяжении 1853-1861 гг. Судьба повела его путями просвiтництва и науки: за плечами остались стiни Львiвськой духо вной семiнарiй; Львiвського унiверситету, где юноша слушал не тiльки богословськi виклади, а и лекцiй вiдомого тодi iсторика, со временем профессора Вiденського унiверситету Генрiха Цайсберга. Усвоив все лучше всего зi скарбницi iсторiчной и фiлосовськой мысли, Ю. Целевич на протяжении 1866-1868 гг. студiював в Вiднi, дiставши глибокi знание вiд професорiв Ашбаха, Бiдiнгера, Егера, Сiмонiя и iн. По закiнченнi унiверситету (1868) вiн учительствует в нiмецькiй гiмназiй в Львовi, излагает в гiмназiй Станiслава (1871-1875), потiм переезжает к Дьвова,мiста, которое было тодi не только щедрое на хлiб насущный для преподавателя украинской академiчной гiмназiй, а и н а постижение им высоких и уважительных ступенiв i титулiв. 1878 г. Ю. Целевич становится доктором фiлософiй, а за кiлька мiсяцiв к своей кончине, вiн не дожив i к полдню вiку, на шестом общем собрании Научного Общества iм. Шевченко был избранный главой этого Общества.

Еще за жизнь ученого вышел в свiт упорядоченный 1-им и том, посвященный украинскому писательству, где были зiбранi значнi лiтературознавчой весы матерiали: произведения М. Грушевского "Общественное движение на Вкрайнi-Руси в ХII ст. ". Т. Рыльского "Студiй над основа мы расписания богатства. Часть I", О. Кониського "Дитинний вiк Т. Г. Шевченко: крит. -бiогр. очерк", О. Колесси "Украйнськi народнi пiснi в поезiях Богд. Залеського: Лiт. -крит. студiя", О. Барвiнського "О заснованне i теперiшнiй развитие общества iм. Шевченко в Львовi. " Когда же с" 2-явился и том: "Записки НТШ" (Львiв,1893), на нем было указано: "Незабутнiй пам"ятi Д-ра Ульяна Целевича. Научное Общество iменi Шевченко".

По смертi ученого в выдающемуся масивi перiодики Львова, всiей Галиции с"явилось повiдомлення о большой и безцiнну потерю для науки, в частности iсторiй, всiей культуры, всього народа. "Дiло", "Учитель", "Правда", "Зоря", "Iлюстрований календарь общества "Просвiта" на 1894 г. ", iншi газеты вмiстили посмертнi воспоминания о Ю. Целевича. 1917 г. , в 25-ту рiчницю вiд дня смертi выдающегося етнолога и iсторiографа НТШ планировало выдать працi Ю. Целевича, что распылились першопублiкацiями в "Дiлi", "Зорi", "Правдi","Шкiльнiй часописi". Втiм, поэтому повредило военное состояние. Богдан Баркiнський имел намiр здiйснити задуманное в 1922г. , но не удалось. I тiльки 1927 г. за постановлением iсторико-фiлосовськой секцiй НТШ выдало отдельно, как 15-и том, работу Б. Барвiнського пiд названием "Д-р Юлiан Целевич: Его наук. дiяльнiсть на полi укр. iсторiографiй i етнографiй в свiтлi давнiших и новiших дослiдiв". Юлiан Целевич имел особый наклон к культурнической працi. Еще за часiв вiденських унiверситетських студiй вiн захватывался iсторiографiею Закарпатской Украины. Замыслы матерiалiзувалися в дослiдженнi "Кое-что за поселенне венгерской Украины русинами i за унi ю церкви православной венгерских русинiв с Римом" (1868), которое, к речi, впервые было написанное живой на украинском языке. Обработав значительную кiлькiсть источников, преимущественно архiвних, працi А. Петрушевича, I. Шараневича, О. Калитовського, В. Лозiнського, Ю. Целевич пос тупово пiдiйшов к написанию своей капiтальной працi "Iсторiя Скита Манявського враз со Збiрником грамот. листiв i некоторых судебных документiв, касательных того монастыря" (Львiв,1887), изучая iсторiю Скита вiд 1611 до 1705 г. Ю. Целевич вскрыша состояние правосла вной церкви, показал многоаспектную дiяльнiсть монастыря, в том числi и просвiтницько-видавничу, подает цiннi матерiали к жизнеописанию Iова Княгинського, об учреждении Маняви, и т.п.. Незаурядную научную вартiсть i на сьогоднi представляет вторая часть издания Ю. Целевича - збiрник грамот и некоторых важных судебных документiв, частных листiв, что, с одной стороны, имеет прямое вiдношення к iсторiй Скита Манявського, а , со второго, есть незаперечн им лiтературно-лiнгвистичним источником, который зафiксувало и сохранило унiкальнi свiдчення духовной культуры того времени. "Iсторiя Скифу Манявського" Ю. Целевича имела успiх среди iсторикiв, етнографiв, мистецтвознавцiв, лiтераторiв. О ней писали захоплюючi резензiй О. Калитовський, М. Драгоманов, М. Пав- лик, Д. Дорошенко, Б. Барвiнський и iншi дослiдники. Iван Франко в рядi работ, в частности, "Иоанн Вишенський (новые данные для оценки его литературной и общественной деятельности)", "Iва н Вишенський i его произведения", "Очерк iсторiй украинско-русской лiтератури до 1890 г. " и iнших, довольно высоко оцiнуе iсторичнi очерки, а также монографiчнi дослiдження Ю. Целевича, особенно "Iсторiю Скита Манявського". Найбiльшой популярностi среди науковцiв з-помiж всего написанного Ю. Целевичем приобрели розвiдки, есей, iсторико-етнографiчнi очерки и окремi шкiци о галичских опришникiв, с точки зрения как соцiально-полiтичного и нацiонального явления. Особого внимания варт i: звiт "Об Алексее Довбушука и его попередникiв i наступникiв" (1882), розвiдка "Еще кое-что об Алексее Довбушука и его наступникiв (1888), большой iсторичний очерк "Дальшi вiстi об опришкiв ватаги: Алексей Довбушук i Василий Баюрак" (1890), фольклорно-етн ографiчний есей "Останнi iсторичнi вiстi об опришкiв ХVIIIт. а) Iван Бойчук, второй преемник Довбушука б) Еще деякi пересказы и легенды об Алексее Довбушука" (1891).

Пiзнiше пiсля смертi ученого, завдячуючи М. Павлику, цi працi увiйшли к своерiдной iсторичной антологiй "Розвидки о народнi движения на Украйнi-Руси в ХVIII ст. ", с предисловием М. Грушевского. Прослеживая манеру письма каждого с дослiджень, убеждаемся, что всi они рiзнi за iсторико-документальним матерiалом, степенью вкрапления в канву изложения живого фермента, т.е. свiдчень старожилiв, устных переказiв, легенд, притч, мiфiв, пiсенних зразкi в и т.п.. В последнему есей сначала преобладает спокiйний оповiдний тон, который грунтуеться на iсторичних документах, архiвних свiдченнях, а далi, когда речь идет об Iвана Бойчука, в викладi преобладает бiблiографiчнiсть. Для аргументацiй доказiв дослiдник приводит матерiали судебных свiдчень, подает бiографiчнi вiдомостi об Iвана Варцаба, Стефана Зеленчука, Алексея Головчука. Затем нiби наслаивается етнографiчний зрiз: автор подает точнi описания жизни и быта, натуры опришкiв, йхнiх обычаев поведiнки в рiзних життев их ситуацiях. Имеющийся фольклорный элемент: спiванка ("Ой вы хлопцi, вы молодцi, ей сходiться Чорногорцi! Будем совет сполом иметь, где пiдемо рабувати. . . ", "Закуковала кукушечка и между лiсами, ой хода ты Бойчуку, на добычу iз нами"). Ю. Целевич не побоялся в публiкувати "обнаженный" цифрово-статистичний матерiал (идет констатацiйний перелiк десяткiв iмен), встроить как свiдчення повiдомлення тодiшньой пресию выводы с протоколiв судебных дел и т.п.. Последняя работа была переведена на польский язык В. Шопiнським. Ссылка на авторитетнi працi Юлiана Целевича с рiзних областей i напрямiв iсторiй, етнографiй, народоведения вiднаходимо в многочисленных письмах Iвана Франко к суспiльно-культурних, просвiтницьких дiячiв: М. Павлика, ОБ,Кониського, М. Драгоманова, М. Грушевськ ого. Так письмо к М. Павлика (вiд 12 листпада 1882 г. ) I. Франко з-помiж iнших публiкацiй вирiзняе "цiнну штуку Целевича в Добушу". В листi ( вiд 13 декабря 1884 г. ) зi Львова к О. Кониського вiн называет среди авторитетных авторiв Ю. Целевича. В листi (вiд 2 3 сентября 1897 г. ) к М. Грушевского Iван Яковлевич обращает внимание последнего на публiкацiй в газетi об опришкiв, автором которых есть "талантливый дослiдник Ю. Целевич". Внимание авторитетных iсторикiв, етнографiв предрасположила розвiдка Ю. Целевича "Кое-что о поселении у горськой Украины русинами i об унiю православной церкви венгерских русинiв с Римом" (1868). В нiй пульсировали смiливi мысли пiдкресленi фактическими вiдомостями. Такой самый принцип видим i в iнших публiкацiях "Всюду хорошо, дома найлiпше" (1870), "Гетьман Полуботок" (1872).

Iз джерелознавчих работ Ю. Целевича и досi маловiдомим есть "Iсторичний причинок к нашей матирологiй i рыцарской славы" (1880), "Или было в Польщi невольниче пiдданство?" (1881), "Осада мiста Львова в г. 1672" (1883), "Перехiд козакiв через Покуте к Молда вiй в г. 1739" (1885), "Росiя i Китай i кое-что о Кульджу" (1886), "Хлопоты мiста Львова с кагалом жидiвським в половинi ХVII вiку i погром жидiв в Львовi 1664 года" (1886), "Три судовi расправы перед 150 годами" (1887), "Нiчний нападение на дiм Маркiянового (М. Шашкевича) дiда о. Романа Авдиковського в Пiдлисей" (1887) iншi студiй. Не меньшей научной сумлiннiстю и iсторико-етнографiчною точностю позначенi i этюды и очерки, якi в свое время автор печатал на столбцах газеты "Зоря", в календарi "Просвiти" и т.п.. Сьогоднi есть усi пiдстави вести речь о непрохiдну цiннiсть работ Ю. Целевича учитывая его взнос в украинскую етнографiчну, фольклористичну науку, взагалi в етнологiю. Студiюючи задел ученого, находим там причинки к демонологiй ("Закопанi грошi", "Зачарованi грошi", "Как горит сокровище", "Нечистi мiсця", "Знахарi", "Ворожбити" i т.п. ). Цiннi наблюдение дослiдника мiстяться в записанiй им збiрцi "Народнi пересказы и легенды об Алексее Довбущуку".

Работая над многоаспектной темой опришкiвства, постигая этот соцiальний феномен синтетически, Ю. Целевич тщательно добирал для своего дослiдження не тiльки архiвний матерiал, а и першоджерельний - то есть найцiннiше с рiки устной народной творчостi (пiсенно-пое тичний жинок рiзних жанрiв, сказки, пересказы, легенды, поговорки, мiфи, повiр"я и т.п.). Творчески усваивая и перерабатывая фольклорный фермент, трансформируя его в iсторичний аналiтизм вiн как етнолог делал авансы любителiв i шанувальникiв нашей бывальщины к зб ирання переказiв об О. Довбущука. Одним iз первых призывы Ю. Целевича реалiзував I. Огоновський, который 1879 г. на сторiнках "Правды" напечатал статтi и циклы собственных записiв ("Кое-что о гуцулiв", "Слова из Гуцульщини", "Спiванки из Гуцульщини"). Немало фольк лорних матерiалiв зiбрали со временем В. Шухевич, Л. Витошинський, Ц. Бурачинська, Н. Кобринська, I. Охримович, М. Бучинський, В. Гнатюк, I. Франко, М. Павлик и iншi дослiдники и збирачi. Ю. Целевич пiклувався о перестройке просвiтницькой дiяльностi в крае. За свiдченням В. Барвiнського вiн вместе iз А. Вахнянином готовил пiдручник украинской iсторiй для середнiх шкiл (однако рукописи в архiвах не выявлено). Серьезным с науково-просвiтницького стороны и актуальным учитывая нацiонально-полiтичну ситуацiю есть ряд дослiджень Ю. Целевича о состоянии галичского шкiльництва, в частности к часiв Йосифа П. В рядi нiмецькомовних монографiчних i популярных изданий ученый доходы ть вывода, который из "тех шкiл не было i не могло быть в Галичинi большого хiсна",1 так как основной целью была "германiзацiя края, а не просвiта народа". Для iсторикiв, краезнавцiв определенный iнтерес представляет i такая популярная книжка Ю. Целевича, как "Житте просвiтителiв слов"ян святых рiвноапостольних Кирилла i Методiя" (1891). Как видим, Юлiан Андрiйович Целевич оставил научный работникам, широким кругам народознавцiв значительное наследство, которое должна стать в наше время предметом сумлiнних дослiджень iсторикiв, мистецтвознавцiв, етнографiв. Имеем вiру и надiю, что фигура этого ученого найближчи г временами займет надлежащее мiсце в iсторiй вiтчизняной культуры. Ведь изучать процесс духовного вiдродження кiнця ХIХ ст. без него - значит снова оставить на культурологiчному полi пятна незнания, байдужостi к выдающимся синiв нашего народа. к его духовнос тi.

Л I Т Е Р А Т У Р А

Целевич Ю. Iсторiя Скита Манявського враз со сборником грамот, листiв i некоторых судебных документов касательных того монастыря. - Львiв: С печать. Т-ва iм. Шевченко, 1887. - 136, СХIХ с.

О Ю. А. ЦЕЛЕВИЧА

Франко I. Зiбрання творiв: В 50 т. / Редкол. : Е. П. Кирилюк (глава) и iн. - К. : Наук. мысль, 1980-1986. - Т. 27-44. О Ю. А. Целевича см. "Показчик iмен к томiв". Качкан В. А. Украинское народоведение в iменах: В 2 ч. Ч. 1. : Навч. посiбник / За ред. А. З. Москаленка; Передм. А. Г. Погрiбного. - К. : Либiдь, 1994-1995. О Ю. А. Целевича см. "Показчик iмен к томiв".

Качкан В. Юлiан Целевич // Качкан В. Пусть святится iм"я твое: Галицькi просвiтницькi дiячi, писатели, вченi - виходцi iз священиц. родин. - Чернiвцi, 1994. - С. 86-94.

Качкан В. Юлiан Целевич : Iст. портр. // Освiта. - 1993. - 22 квiт.

Качкан В. Наш Юлiан Целевич // Прикарпат. правда. - 1993. - 24 берез.

Шах С. Львiв - мiсто моей молодостi. - Мюнхен: Христиан. Голос, 1956. - 362 с. О Ю. А. Целевича см. : "Поазбучний список iмен," С. 357.

Целевич Юлiан (1843-1892) // Енциклопедiя украиноведения: В 10 т. : Слов. часть / Наук. Т-во iм. Шевченко; Голов. ред. В. Кубiйович. - Париж; Нью-Йорк, 1984. - Т. 10. - С. 3648.

Целевич Юлiан (23. Ш. 1843 - 24. ХП. 1892) // Украинский советский энциклопедический словарь: В 30 т. / Редкол. : Бабичев Ф. С. (голов. ред. ) и iн. 2-- ге вид. - К. , 1987. - Т. 30. - С. 592.