История украинской культуры


История украинской культуры

ИСТОКИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Исторические предпосылки возникновения украинской культуры.

2. Культура дохристианской Движении.

3. Влияние христианства на культуру Киевской Движении.

4. Культура Галичской-Волынской Движении.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В условиях развития суверенного Украинского государства, возрождение национальной культуры особое значение имеет объективное освещение этногенеза украинского народа, определение места данного этноса в круге славянских народов, его связей с древнейшими этапами истории.

С проблемой этногенеза славян тесно связанная проблема прародины украинского народа. Существуют две противоположные теории: миграционная и автохтонная. Первая из них построенная на признании движения как руководящей основы етногенетичного процесса. Согласно данной теории, славянство возникло в Прибалтике, которая имела бы быть первой родиной славян. Потом они тронулись на юг в вислянський бассейн, а позднее - восточнее в бассейн среднего Днепра. Вследствие славяне поделились на западных и пивденно-схидних.

Вторая теория - автохтонизму утверждает, что славяне были неизменными жителями той самой территории из времен неолита. Изменялись культуры, но этнос оставался тот самый. Итак, славяне - это автохтоны-аборигены, а их прародиной было междуречье Одры и Вислы, или среднее Надднипров'я. Здесь следует вспомнить, что «Повесть временных лет» выводит праукрайнськи славянские племена из-за Дунаю. Тезис об «дунайской эпохе» в жизни праукрайнських славян выдвинул еще М. П. Драгоманов в 70-х годах XIX ст. , а М. С. Грушевский называет пор украинского развития (IV-IX ст. н.э. ) «черноморско-дунайской».

Выдвигалась также, как компромиссная, гипотеза о прародине славян между Днепром и Вислой. Ю. Кухаренко, И. Русанова считали, что она - на западном Полесье; И. Ляпушкин - на Прикарпатье; И. Вернер - в верховьях Днепра, Десны и Угры; А. Попов - в нижнем течении Дуная; М. Рудницький - на южном побережье Балтийского моря[1].

В определении украинцев как части общеславянского массива выдающуюся роль сыграл известный украинский археолог В. В. Хвойка (1850-1914 гг. ). В своем эпохальном исследовании «Поля погребений в среднем Поднепровье». (1901 г. ) он выступил с утверждением об этнической тождественности славян Киевской Движении и неолитической людности среднего Надднипров'я, в частности носителей трипольской культуры, Его теорию приняли с разными интерпретациями и дополнениями такие авторитетные исследователи праистории и этногенеза украинцев, как В. М. Щербакивський, Я. Пастернак, М. Д. Брайчевський, В. М. Петров[2]. Это подтверждают научные данные антропологов, которые установили, что на территории исторического славянства в начале нашей эры в основном были распространенные те самые европеойдни расовые типы, как и в эпоху позднего неолита[3].

Приблизительно в ИИИ тыс. к н.э. на всей Украине, где разворачивалась трипольская культура, появились новые поселенцы. За уровнем культуры они стояли ниже от трипольцев, но были более воинствующие и подчинили их. Пришельци умели обрабатывать медь (медный век на Украине датируется 3300- 2800 гг. к н.э. ), со временем к ней начали прибавлять олово и получили бронзу - металл мицниший за медь (бронзовый возраст на Украине датируется 2800-1200 гг. к н.э. ). Искусство эпохи бронзы представлено многочисленными золотыми изделиями в форме диадем, стилизованных фигурок хищников, где заметное влияние трипольского искусства. Изменяется также керамика: рядом со шнуровым орнаментом появляются геометрические формы: треугольники, круги, зигзаги которыми украшали посуд.

На конец бронзового возраста на Украине приходится появление в Северном Причерноморье киммерийцив - первого народа на украинской территории, имя которого сохранила история. Хронологически культура киммерийцив охватывает период с 1500 по 700 гг. к н.э. Они имели укрепленные городища. У киммерийцив были сложные ритуальные обряды: они прятали покойников и имели некрополи. Киммерийци характеризуются табунным скотоводством, высокой культурой бронзы и керамики с цветными инкрустациями. Их культуру следует считать продолжением трипольской.





Вернуться назад