Гражданские ценности и политическое самосознание казаков

Главная - Культура - Гражданские ценности и политическое самосознание казаков

Гражданские ценности и политическое самосознание казаков

Содержание

1. Введение...…………………………………………………………………… 3 стр.

2. Политическая культура и гражданские ценности запорожских казаков...… ... . стр.

3. Вывод...…………………………………………………………………6 стр.

4. Список использованной литературы...………………………………………......9 стр.

Вступление

Аналоги козакування известные на украинских территориях из давних времен. Тем не менее имеющиеся источники дают основание утверждать, что лишь из второй половины XV ст. охранники южного пограничья и уходники-промисловци достали название казаков. При этом они не выходили за пределы своей сословности, не освобождались от обусловленных ею обязанностей. В сущности, в литовские пор козакування проявляло себя как бытовое явление. Численный рост и консолидация казаков, в частности через организацию Запорожской Сечи, привлекали внимание властей. Тем паче, что уже в середине XVI ст. на Поднепровье и Подолье казачество переросло в отдельную группу населения с определенным видом занятий и специфическим образом жизни.

Разнообразные общественные процессы имели непосредственное влияние на источники формирования казачества. Необходимость отпора татарской агрессии в конце XV - в начале XVI ст. обусловило создание литовским правительством контингента вийськовослужбовой людности на южному пограничные. Таким образом, к козакування приобщались старостинськи и магнатские служебники и самые представители местной администрации. уходництво позвало на широкие степные пространства большую волну людей, имело связанных с непосредственным материальным производством, преимущественно выходцев из городов и городков. Хотя по всей вероятности, которая казацким промыслом занимались и крестьяне.

Углубление общественного разделения труда и развитие товарногрошових отношений в первой половине XVI ст. сопровождались консолидацией господствующих слоев, которое проявлялось в ликвидации многочисленных степеней феодальной иерархии. В результате подавляющее большинство украинского боярства южных областей составило новую волну формирования казачества. Польская экспансия и усиления социального и национально-религиозного угнетения в конце XVI - в первой половине XVII ст. привели к покозачення широких слоев крестьянства и мещанства, часть которых получила казацкие права. Ряды казачества пополнялись также представителями шляхты как украинского, так и польского происхождения. [3]

Политическая культура и гражданские ценности запорожских козакив

Одной из найвпливовиших политически активных сил в украинском обществе конца XVI - первой половины XVII ст. стало запорожское казачество. Запорожское сообщество выработало специфическую систему гражданских ценностей. Они большой мерой влияли на сущностные основы и формы выражения политической культуры казачества. Построенный на принципах прямой демократии социальное и политическое устройство Войска Запорожского функционировало благодаря реальному обеспечению верховенства воли общины в важнейших сферах ее жизни.

Публично выраженная коллективная воля (властные и политические решения казацкого совета) накладывалась в политическом сознании запорожцев на определенный ценностный подтекст и приобретала для них значение моральный императиву. Это предопределяло утверждение в запорожской среде соответствующих установок публичного поведения, а также оказание почестей казаками ценностей выразительно гражданского направления. Речь идет о признании правосильности волеизъявление большинства, гражданской дисциплины, равенства, свободного высказывания мыслей и представление голоса в общественном собрании, соблюдение принципа институционного первенства запорожской общины сравнительно с высшей военной и исполнительной властью в Войске Запорожскому (гетманом).

Социальная сплоченность запорожского казачества не в последнюю очередь зависела от того, что в сознании казаков закоренились ценности и идеалы рыцарского достоинства, военного побратимства и общества, согласия и взаимопомощи, причастности к соисканию "казацкого хлеба". Восприятие себя казаками, людьми лично свободными, а также такими, которые пользуются рыцарскими правами, свободами и вольностями (т.е. интегрирующий фактор общности интересов, которые реализовывались в рамках своевластной запорожской общины), побуждало их к политической активности. Основными векторами приложения этой активности были внешнеполитические сношения и политический центр Вещи Посполитой. Выдвигая политические и другие требования перед королем, сенатом, сеймом, запорожце аргументировали свои позиции ссылками на такие моральные нормы, принципы и ценностные установки, как, в частности, оказание почестей королевского престола, верная служба Вещи Посполитий, патриотизм, отвага и самопожертвование при выполнении рыцарской обязанности перед отчизной. Огромное влияние на политические позиции запорожцев мало развито в них чувство русской идентичности. Представители запорожской общины считали своей моральной обязанностью и проявлением гражданского служения общему благу борьбу политическими методами за соблюдение прав и свобод русского народа - украинцев и белорусов - в Вещи Посполитий, а также удовлетворение интересов православной конфессии. [1]Политическая жизнь запорожского сообщества поддерживалась и направлялось через Войско Запорожское, что представляло собой основанную на военной основе и основах прямой демократии социальную общность, которая выступала также как самоорганизованный политический институт.