Мария Заньковецька

Главная - Культура - Мария Заньковецька

Мария Заньковецька

Мария Константиновна Заньковецька (настоящая фамилия - Адосовська) родилась 3 августа 1854 года в живописном селе Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии в многодетной семье дворянина Константина Константиновича Адосовського и мещанки из Чернигова Марии Васильевны Нефедовой. Образование достала в Чернигове в частном пансионе. Детство и юность Заньковецькой прошли в окружении простых крестьянских людей; на ее развитие значительное влияние малое бабушка Сухондиха, которая над колыбелью большой артистки пела волшебные украинские песни и рассказывала разные рассказы и сказки, наделяла ее поэтическое сердце жемчугами-самоцветами народной мудрости .

Театральное искусство пленило Марию Константиновну еще сызмала. В короткой автобиографии она рассказывала, что еще в пансионе выступала в школьных спектаклях и обратила на себя внимание всех учителей, которые советовали ей вступить к театральной школе, но родители и слушать об этом не хотели.

Известно,что кроме школьных спектаклей, Мария Адасовська импровизировала еще разные танцы и пантомимы, самая составляла небольшие пьесы или монологи с пантомимическим сопровождением и с подругами охотно выполняла их в классе и дома.

По окончании пансионата Мария Константиновна активно участвовала в спектаклях нежинского любительского кружка, где особый успех имела в роли Наталки („наталка Полтавка”) и в водевилях М. Некрасова (Перепельського) и П. Григор'ева.

Вместо вступления в консерваторию жена артиллерийского офицера Хлистова поехала в Бендеры, куда было переведено на службу ее мужчины. Там она познакомилась с офицером Николаем Тобилевичем (известный позднее как выдающийся украинский актер М. Садовський), жадно изучала русскую и украинскую литературу, знайомилася с идеями революционеров-демократов, работы которых сделали решающее влияние на формирование мировоззрения молодой любительницы, ее театрально-эстетичных поглядив.

27 октября 1882 года в городском театре Елисаветграда (ныне Кировоград) под орудою М. Кропивницкого начался творческий путь выдающейся украинской актрисы. Впервые на профессиональной сцене она сыграла роль Наталки ("Наталка Полтавка") И. П. Котляревського.

Позднее Мария Заньковецька (она взяла этот псевдоним на упоминание о счастливом детстве в Заньках) работала в популярнейший и найпрофесийниших украинских трупах М. Кропивницкого, М. Старицкого, М. Садовського, П. Саксаганского, И. Карпенка-Карого.

Елисаветград, Полтава, Киев, Чернигов, Харьков, Ростову-на^-Дону, Житомир, Одесса, Петербург, Москва - от спектакля до спектакля -возрастала слава М. Заньковецькой, которая под руководством М. Кропивницкого неутомимо работала над усовершенствованием своего актерского мастерства.

В ее репертуаре больше 30 ролей на сцене. Она "пережила" женскую бесталанность Харитини ("Наймичка" И. К. Карпенка-Карого, 1887 г. ), Елены ("Глитай, или же Паук" М. П. Кропивницкого, 1883 г. ), Азы ("Цыганка Аза" М. П. Старицкого, 1892 г. ), Екатерины и Цвиркунки ("Не судилось", 1889, "Черноморцы", 1882 Г. Г. Старицкого), Гали ("Назар Стодоля", 1882 Т. Шевченко) и Квитчиной Ульяны ("Сватанье на Гончаривци"). А еще: Аксюши из "Леса" О. Островского (1891 г. ) и Йо из "Гибели Надежды" Гейерман Актриса снималась в кино: воссоздала образ Наталки Полтавки (1910 г. ) и матери ("Остап Бандура", 1923 г. ). Она создавала образы, проникнутые настоящим драматизмом и зажигательной комедийнистю; уславляла своей игрой обычных простых людей, раскрывая беспредельность их душ. Имея замечательный голос - драматическое сопрано, несравненно выполняла в спектаклях украинские народные песни. Артистка создала блестящую галерею сценических образов: обездоленную, бесталанную, многострадальную украинскую женщину, наймичку-крипачку, оганьблену „покритку”. Все они преисполнены духом социального протеста против тирании и жестокого произвола кулаков и помещиков. Она раскрыла духовное богатство женщины из народа, ее жизнеутверждающий оптимизм, юмор, ее поезд к свету, счастью. Особенно громкий успех имела М. Заньковецька в роли Елены („глитай, или же Паук”), в которой впервые выступила 16 декабря 1843 года и не разводилась свыше 30 лет. Во время московских гастролей в 1912 году М. Заньковецьку-Олену увидел К. Станиславский. Он говорил, что сделанное ею в этой роли „говорить об огромном таланте. А главное - все свое, с начала до конца. Сцена опьянения и сумасшествие потрясаючой силы. Талант исключительный, свой, национальный. Я сказал бы - истинно народный”. В Москве в этой роли Заньковецьку видел и Л. Толстой, который был так захваченный игрой, который попросил ее подарить ему красный платок со свйх плеч. Выдающийся писатель высоко ценил творчество артистки и почтительно относился к ней как к настоящему мастеру трагедийного искусства. В 1893 году П. Чайковский, находясь в Одессе, выступил как дирижер в постановке оперы „пикова дама”. После спектакля Мария Заньковецька с группой украинских актеров поздравляла русского композитора и подарила ему венок из живых цветов с надписью на ленте: „смертни - бессмертному”. Вскоре П. Чайковский смотрел спектакль „безталанна” И. Карпенка-Карого, где роль Софии выполняла Мария Константиновна. Композитор вышел на сцену и торжественно поднял актрисе венок , на котором были такие слова: „М. К. Заньковецький - бессмертной от смертного”. Она была удивительно гармонический в драме и комедии, ей одинаково доступные были природа трагедийного и комедийного. Конечно, что могущественный ее гений наиполнее виявляся в драме. Г. Заньковецька преданно служила родному народу средствами актерского искусства, вся своя жизнь боролась за социально значимый репертуар. Выступая с докладом на первом всероссийском съезде сценических деятелей в Москве (1897), она защищала передовое, прогрессивное театральное искусство, от лица всех актеров требовала устранения позорных цензурных ограничений и облегчения состояния украинского театра. Вместе с Кропивницким, Карпенком-Карим, Лысенко, Садовським, Саксаганским она активно участвовала в создании украинского профессионального художественного театра.