РЕМЕСЛА И РЕМЕСЛЕННИКИ КИЕВСКОЙ ДВИЖЕНИИ

Главная - Культура - РЕМЕСЛА И РЕМЕСЛЕННИКИ КИЕВСКОЙ ДВИЖЕНИИ

Ремесла.

Славяне от древнейших времен знали примитивные ремесла, которые служили ежедневным нуждам: как обрабатывать дерево, кожу, рог, делать полотно, вырабатывать посуду и др. С развитием культуры ремесла каждый раз совершенствовались по^-части благодаря местным изобретениям, а главным образом под влиянием культурниших соседей. Сначала более всего пользовались мы с Востока, от персов и арабов, от Х в. стал преобладать влияние Византии, а от XII в. все больше заметные стали влияния Запада, головно Германии.

Ремесла и промыслы на территории Украины прошли продолжительный путь развития. Во второй половине И тыс. н.э. преобладала ремесленная промышленность. Наиболее распространенными ее видами были прядение, ткачество, обработка кожи, дерева и камня. Ремесленного характера приобрело зализоробне, гончарное, ювелирное производство.

Зализоробне производство поделилось на металлургическое и кузнечное. Выплавки железа была почти повсеместным занятием, преимущественно в лесостепной зоне, где болотная руда часто выходила на поверхность. Наличие больших лесных массивов обеспечивало производство древесного угля. Железо выплавляли в сыродутных горнах. Получали сталь - вязке. массу, которую для предоставления твердости проковывали, варили несколько раз. Существовало уже до 20 видов кузнечных изделий: орудие работы, военное снаряжение, бытовые вещи и т.п..

Ведущими областями были металлургия и обработка железа.

В топких окраинах, головно на Полесье, была у нас железная руда, которую из очень давних времен начали обрабатывать на всякое орудие. Состоялась специализация кузнечного дела. По данным археологических исследований, насчитывалось до 150 видов изделий из железа и постоянные. Ковач, кузник, кузнець - это три давние названий кузнеца. Из кузнечного орудия упоминается наковальня (кувадло), молот, клещи и кузнечный мих. «Не огонь раскаляет железо, но дуновение миха»,- говорит Данил Заточник. Железные изделия были очень разнородные: топора, топори, долота, сверла, пилы, мотыги, рискали, ноже, гвозди, шилья, иглы, удочки, замки, селезенки, серпы, рала, всякого рода оружие. Ковали не только железо, но и другие металлы. Более всего найдены предметы для ведения сельского хозяйства - топоров, серпов, селезенок, наральникив, лопат, ножей, гвоздей, пидков, огнив, пряжек, замков, ключей, крюков, обручей. Важное место занимало изготовление оружия, кольчуг. При изготовлении железных и стальных вещей применяли сваривание, чеканка, резание, опыливание, полирование, паяние. Проводились наваривание стальных лезвий и термическая обработка железа. Существовало до 16 специальностей ремесленников из обработки железа и постоянные. » Со временем распространилась по Украине также умилисть отливать металл. Потом развивается и дзвонарство. В первые христианские времена не употребляли в нас звонов, а только била, или клепала,- деревянные или металлические плиты, по которым били молотком. Звоны первый раз в Украине упоминаются в Путивле 1146 г. : князь Изяслав забрал «колоколи» из церкви Вознесения. Но в Новгороде Большом звоны были уже 1066 г. , вероятно, и к нам они пришли скорше. Что у нас выливали звоны - об этом повествует выразительно Галицьковолинський летопись 1259 г. Древнерусские ремесленники достигли высокого мастерства в литейном деле, центрами которой были Киев, Львов, Владимир, Галич и Холм. По словам летописца, в Холми для церкви Святой Богородицы мастера вылили помост с меди и чистого олова, которое "блестел, как зеркало". Для этого храма часть звонов привезли из Киева, а сдачу вылили на месте. По приказу волынского князя Владимира Васильковича была вылита медная дверь для церкви в Любомли. И по сегодня красуется в кафедральном храме Святого Юра в Льве колокол-исполин, вылитый местными мастерами в 1341 г. Сохранилось имя автора знаменитого произведения - Яков Скорая. Рядом с выливанием распространенными были кукование и чеканка. Первые изделия этого рода - это монеты, которые появились в нас за Владимира Большого.

Высокоразвитым ремеслом было изготовление украшений из цветных и благородных металлов. Принятие христианства и строительство церквей оказывало содействие развитию изготовления предметов церковного употребления. С меди выливали звоны и кресты. Ювелиры прославлялись далеко за пределами края. Украшения вырабатывали способом тиснения серебра и золота, волочение провода, изготовление скани, назерни, филиграни (пе-регородчастой эмали). Широко применяли технику позы-лоты, обрамления серебряных изделий чернью.

Интенсивно развивалось гончарство. В могилах и давних поселках найдено много останков давней посуды, так что можем следить за развитием керамики от простых горшков, лепленных руками, к очень красивым художественным изделиям. В княжеские времена вироблювали по большим городам кирпич и из нее строили мури городов и визначниши церкви и светские строения. Оно было распространено как в городах, так и на селе. Посуда, которая производилась в городе, отличался качеством обработки и ризноманитнишими формами. Почти весь он изготовлялся на ручных гончарных кругах, опалялся в специальных печах - горнах, которые имели двухъярусную конструкцию с глиняной перегородкой мих ярусами и печью в нижнем ярусе. Мастера изготовляли миски, горшки, черпаки, кружки, прялици для ткачей, светильники, писанки, игрушки, вещи церковного употребления. Для нане-сення орнамента на посуду применяли сложные штампы, иногда покрывали вещи поливой. Производился кирпич - плинфа, из которой строили княжеские дворцы, храмы, крепости.

В некоторых окраинах знали также изделие стекла. Такие названия, как стекляник (стекольщик) и стекляна кузница, указывают на технику стеклянных изделий. Много стеклянной посуды привозили к нам из Византии и из Запада.

Стекольное производство достигло высокого уровня. Для монументальной живописи (мозаики) использовали разноцветную смальту (кубики со стеклянной массы). Из стекла делали украшения. Материалами для производства стекла были песок, поташ, известь, кухонная соль. Часто стекло заваривали.

В буйных пущах, где жили сначала славяне, развили очень скоро древесные промыслы. В княжеские времена знаем уже несколько разных названий для ремесленников, которые обрабатывали дерево: древодили, плательщики, овощеводы (что ставили огороды), мостники. Эти плотники имели собственные организации со своими старейшинами. Были также отдельные извозники, что свозили дерево к городу.

Повсеместно использовали топоры, долота, клещи, струги, пыльцы. Существовал токарный верстат. «Медный топор от сухого дерева самая уничтожается»,- приводит присказку Кирилл Туривський

Из дерева делали всякую хозяйственную принадлежности и все нужное к обстанови дома. Упоминаются телеги, сани, столы, кровати, лавы, стуле, ведра, кади, бочилки, ковше, ложка, лопата, колибель (колыбель), ступа, стремянка, наконец корста-домовина. Вироблювали также рогожи, плели большие корзины и меньшие кошници.

3 дерева делали буквально все - от колыбели, домовини, мебели к дворцам, храмив.

Среди других ремесел известные портяжничество, обработка кости и камня, обработку шкур и производство из них одежды и обуви. Из шкуры портные шили кожухи, шапки, сапожнике - сапоги, ботинки, ходоки. Простые люди широко использовали лапти, лапти. Из полотна и сукна шили свиты, жупаны, плащи, кирей, шапки, штаны, запаски, пояса, платка, рубашки, гунне. Прядение и ткачество долго оставались ремесленной деятельностью.

Высоко стояли кожаные промыслы, головно же гарбарство и кушнирство. Свежая кожа носила название кожа, исправленная - устная, или усние. Отсюда походят названия кожевник и уснар для гарбаря и скорняка. При обработке кожи употребляли уснияний квас, т.е. гарбарський квас. Кожу мяли руками, как это видно из рассказ о Кожемьяке. Знаем разные названия ремесленников, которые пользовались кожей: сапожник - означало и сапожника, и портного, седельник делал седла, тульник виготовлював прикладывай - сагайдаки для стрил.

Ткачество было известное славянам от давних времен. Это был женский промысел. Женщины пряли пряжу из лена или конопли, при чем употребляли куделю и веретено. В славянских моги-лах часто встречаем пряслица, произведенные из камешков, которые их насаждали на веретена. Потом ткач или ткачиха вироблювали полотно на кроснах. Сначала были известны у нас только грубые полотна, которые их звали товстинами; таких полотен употребляли также на паруса к кораблям. Позднее научились вироблювати тонше полотно, тончицю, а также разнородные оздобни ткани: полавочники, скатерти, убрусы. Из шерсти плели разные части одежды, как клобуки - шапки, или копытца - род панчох. На также делали в нас сукно, но простое, грубое. Тонши сукна, а также шелка и всякие драгоценные материи привозили из-за границы, из Византии и из Западной Европы.

Высокого развития приобрели строительное дело и архитектура. В Киеве были сооружены Десятинная церковь, Успенский и Софийвський соборы, Золотые ворота, в Галиче - 20 строящихся церквей, среди которых Успенский собор, в Чернигове - Спаський и Борисо-Глибський соборы. Прославлялись мостостроители. О мосту через Днепр сообщает летопись за 1115г.

Ремесленники

Существовало три категории ремесленников - сельские, вотчинные, городские. Ремесло в вотчине было основано на работе зависимых крестьян. Свои изделия вотчинные ремесленники отдавали феодалу в форме натуральной ренты. Часть из них работала в дворе феодала. Однако большинство изделий ремесла крестьяне изготовляли в своих дворах. Городские ремесленники делились на две группы - зависимых от феодала и свободных. Так, тяжело вообразить, чтобы ремесленники-ювелиры могли существовать без опеки феодалов. Вместе с тем ремесленники-кузнецы большей частью были свободными. Некоторые ремесленники попадались через долги в зависимость к купцам и монастырям. В городах Киевской Движении ремесленники селились по профессиональному принципу, образовывали союза, которые назывались женами. Каждая жена, как и цеха в Западной Европе, вырабатывала свой устав, выполняла военные повинности перед князем. Это были зародыши будущих цехов. Быт ремесленников имело чем отличался от сельского. Небольшая хата с хозяйственными помещениями (мастерская, хлев для удержания скота и птицы) преобладали среди городских жилье. Ремесленники обрабатывали огороды, удерживали скот и птицу, занимались другими видами сельскохозяйственного производства.

За социальным составом ремесленники были неоднородные. С ростом городов выделяется верхушка. Она была немногочисленной, формировалась по профессиональному принципу: ювелиры, мастера оружия, иконописце и т.п.. Это были ремесленники, которые работали на удовлетворение нужд феодалов и церкви, обогащались, начали играть ведущую роль в городах. В 1072 г. на княжеском съезде присутствовали представители зажиточных ремисникив.

Монголо-татарское нашествие привело к временному упадку ремесел, исчезновение отдельных ремесленных профессий, но постепенно на протяжении XIV-XV ст. они возродились. Наибольшими центрами ремесленничества стали Киев, Львов, Ка-м'янець-Подильський, Луцк. В конце XV ст. в украинских городах было свыше 150-200 ремесленных специальностей. На всей территории Украины добывали и плавили руду. Железо варили 8-10 ч в специальных печах-домницях. При них были кузницы, в которых делали из сырого железа металл, пригодный для изготовления разных предметов. С 16 кг сырого железа получали 8-11 кг качественного металла. Часть его ремесленники отдавали государству или феодалам как податок.

Для ливарництва характерным было возникновение и развитие замковой артиллерии. Технологически более сложным стало производство звонов, украшений, предметов церковного употребления. Ювелиры научились объединять разнообразные материалы (золото, серебро, ценный каменья, кость, дерево, стекло и т.п.).

Возросло значение строительного дела. Это был период интен-. сивного строительства оборонительных сооружений, дворцов, церквей, монастырей из камня и кирпича. Большими замками были Киевский на Замковой горе, Луцкий верхний. Кременецкий. Начали сооружать каменные арочные мосты.

В украинских городах увеличивалось количество ремесленников, которые представляли значительную часть населения и начали объединяться у цеха. Первое упоминание о ремесленных цехах в Украине датируется 1386 г. , когда была выдана цеховая грамота для сапожников Перемишля. Причины их возникновение были те самые, что и на Западе: необходимость борьбы против государственной администрации и феодалов, узость внутреннего рынка, оборонительные цели. В Льве за первым реестром ремесленных цехов 1425 г. существовали такие цеха: пекарей, ковалив, сапожников, портных, шорников, седельников, солодовикив (пивоваров), скорняков (кожушанникив). В конце XV ст. в Льве было 500 ремесленников 36 специальностей, объединенных в 14 цехах. На протяжении XV ст. цеха распространились по всей Украине. В Киеве были цеха портных, скорняков, сапожников, ковалив, пекарей, золотарив, цирульникив и т.п.. Цеха имели собственный устав, суд, свои праздника, святых, флаги, в состав их входили мастера, подмастера, ученике. Во главе цеха стоял выборный мастер. Количество мастеров было ограниченным. Подмастер мог стать мастером, составив испытание - подав шедевр (образец определенного изделия) и заплатив высокий вступительный взнос. Особенностью цеховой организации в Украине было то, что она объединяла не только за профессиональным признаком, а и за национальными или религиозными признаками.

Значительная часть ремесленников не была объединена у цеха. Это так называемые партачи, которые формировались из беглец^-беглецов-крестьян-беглецов, сельских ремесленников и цеховых подмастеров. Они были зародышем вольнонаемных рабочих. Между цеховыми ремесленниками и партачами точилась острая борьба. Часто на стороне партачив выступали магнаты, которые использовали их для своих нужд, перепрятывая в собственных маетках.

С развитием ремесла происходило социальное расслоение внутри цеховой организации. Мастера эксплуатировали подмастеров и учеников, затрудняли им переход в мастера и подмастера. Трудное положение этой категории ремесленников привело к образованию подмастерами в XV ст. своей профессиональной организации - господи, которая защищала их интересы от притеснений цеховой верхушки. В 1469 г. в Льве существовала господа подмастеров ткацкого цеха, в 1483 г. в Коростени - подмастеров сапожного цеха.

Религиозный^-религиозен-религиозный-национально-религиозный гнет относительно украинских ремесленников привел к появлению категории так называемых прохожих ремесленников, которая была особенно распространенной на Поднепровской Украине. Искать лучшей судьбы, они переходили с одного города к другому. В численном отношении эта кате-гория ремесленников была небольшой.

Цеховые организации играли положительную роль в развитии городского ремесла. Они защищали интересы ремесленников, оказывали содействие улучшению качества продукции, специализации производителей, их отрицательными чертами были чрезмерная регламентация, социальные противоречия между членами цехов, неучет интересов покупателей. Важное место в хозяйстве занимали промыслы. Чрезвычайно богатая разнообразными природными ресурсами Украина стала одним из важнейших поставщиков сырья и полуфабрикатов для многих стран Европы. Одним из важнейших промыслов было производство за^-лиза, которые мало многовековые традиции. Сырьем для него были болотные руды, которые добывали открытым способом. Железорудные промыслы были распространены в Киевском Полесье,

на Чернигово-Сиверщини, Волыни, в Галиции.

Возрастало значение деревообрабатывающих промыслов, где работали как зависимые, так и вольнонаемные рабочие. Лес использовали в строительном деле, для изготовления транспортных средств, мебели, орудий работы. Из дерева получали также смолу, деготь, лыко и т.п.. Резко возрос спрос на поташ - компонент для изготовления стекла, мыла, фарб.

Млинарство було монополией феодалов и источником значительных прибылей. В XIV-XV ст. земли часто предоставлялись вместе с мельницами. Мельницы были водными. Кроме перемалывания зерна их использовали в разных производствах - валянии сукна, переработке масляных культур, для железорудной

дела, обработки дерева (тартаки).

Итак, XIV-XV ст. характеризовались заметными сдвигами в ремесле, которое оказывалось в формировании цехов, росте числа ремесленников и их специальностей.

Обособление ремесла от земледелия, концентрация ремесленников в поселениях, развитие торговли привели к образованию на Движении городов. В VI-IX ст. это были "гради" (городища) - небольшие укрепленные поселения как центры земледельческой округи. Часть из них превратилась на города - ремисничо-торгови ячейки и административно-политические центры земель.

Литература

1. Давняя история Украины: В 2 кн. /Толочко П. П 1995

2. Ремесло Древней Руси: Рыбаков Б. А. М. ; Л. , 1966

3. Древний Киев: Толочко П. П. К. ,1983