Византийская культура


1. Место Византии и ее культуры в мире

На протяжении всей своей тысячелетней истории Византия была центром своеобразной культуры, которая формировалась под влиянием римской, греческой и эллинистической традиций.

Следует подчеркнуть, что культура Византии - это своеобразный мост от античности до средневековья. Одновременно этот мост соединяет культуры Запада и Востоку, является особым проявлением их синтеза, обусловленного географическим положением и многонациональным характером Византийского государства.

В истории мировой культуры византийская цивилизация занимает выдающееся место.

Во-первых, она была логическим и историческим продолжением греко-римской античности.

Во-вторых, Византия репрезентовала на протяжении всего существование своеобразный синтез западных и восточных духовных начал.

В-третьих, справила большое влияние на цивилизации Южной и Восточной Европы (Греции, Сербии, Черногории, Албании, Беларуси, Украины, России, Грузии).

В-четвертых, Византия - это отдельный и самоценный тип культуры, несмотря на пережитый ею влияние со стороны сирийцев, арабов, славян, персов, которая объясняется многонациональным характером византийского государства.

Столица Византии Константинополь основана императором Константином И в 324-330 гг. на месте бывшей мегарськой колонии Византия. Фактически с учреждением Константинополя Византия усамостийснюеться в недрах Римской империи (от этого времени начался отсчет истории Византии). Завершением усамостийнення заведено считать 395 г. , когда после смерти Феодосия И состоялась окончательная низменность Римской империи на Восточную и Западную Римскую империи.

Императором Восточной Римской империи, было провозглашено Аркадия (395-408 гг. ). Византийци называли себя римлянинами-“ромеями”, а свое государство “Роменською”.

В этническом составе населения Византии преобладало греческая население. За государственный язык империи в IV-VI ст. правила латынь, а от VII ст. до конца существования Византии - греческий язык.

В социально-экономической и политической истории Византии можно определить 3 основных периоды.

Первый период (IV - середина VII ст. ) характерный распадом рабовладельческих и началом формирования феодальных видносин.

Второй период (середина VII - начало ХИИИ ст. ) - интенсивное развитие феодализма.

Третий период (1204-1453 гг. ) - дальнейшее усиление феодальной роздриблености, послабление центральной власти и постоянная борьба с иностранными завоевателями; появляются элементы распада феодального хозяйства.

В культурном аспекте в истории Византии можно выделить шесть периодов:

- Первый (IV - конец VII ст. ) - борьба отжившей цивилизации рабовладельческого общества, в недрах которого уже зарождаются элементы феодализма, с новой идеологией; христианская церковь не только борется с античной культурой, но и стремится предоставить классическому наследству богословскую окраску;

- Второй (конец VИИ - середина ИХ ст. ) - культурный упадок вследствие сокращения ремесленного производства и торговли, общей аграризаций, экономической стагнации.

- Третий (середина ИХ - Х ст. ) - новый культурный подъем в Константинополе, которое распространилось в Х ст. на провинциальные города.

- Четвертый (ХИ - ХИИ ст. ) - высочайшее развитие византийской культуры, обусловленное расцветом византийских мист.

- Пятый (конец ХИИ - ХИИИ ст. ) - полоса культурного упадка, связанного с экономической и политической деградацией империи.

- Шестой (ХИ - начало ХV ст. ) - новый подъем византийской культуры в условиях зарождения гуманитарной идеологии.

К особенностям византийской культуры принадлежит незначительный сравнительно с Западной Европой культурное влияние варварских племен. Вместе из тем, византийская культура много брала из античного наследства, из культуры народов, которые населяли Византию, и т.п..

Образование расстраивалось на только на основе Святого Письма, но и на поэмах Гомера; античных авторов читали и изучали. Деспотический характер византийского государства привел к установлению сурового контроля над идейной жизнью, которая порождала неудержимое восхваление императора, который был в этот момент при власти. На общественную и идейную жизни Византии накладывали отпечаток и специфические особенности, присущие восточному христианству и византийской церкви. Между православной и католической церковью с самого начала возникли существенные отличия. Хотя да и вторая генетически происходили от единой всемирной церковной организации, каждая из них уже из первых столетий их истории (в ИV - V ст. ) развивалась своим особым путем. Номинально церковное единство признавалось и Римом, и Константинополем, но фактически уже очень рано между папским престолом и константинопольской патриархией началась то скрытая, то открытая борьба за религиозное и политическое господство, борьба, которая никогда не згасала. Если на Западе сложилась сурово централизованная церковная организация и только папа имел бесспорный моральный авторитет и огромную реальную власть, то на Востоке в теории властвовала система пентархий - одновременного существования пяти равноправных патриархий: в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Своеобразность общественного развития ранней Византии не менее ярко проявилась и в области правовых отношений. В Византийской империи в области как гражданского, так и криминального права большей мерой и дольше, чем на Западе, ощущалось влияние римских юридических традиций. В отличие от других стран средневекового мира Византия, прежде всего в ранний период своей истории, оставалась государством, где сохранялось единое кодифицированное и обязательное для всего населения империи действующее право.

В основу законодательства ранньовизантийського время положено лучшие достижения римской юридической мысли: в нем уже завершилась разработка римской теории права; получили окончательную теоретическую форму такие понятия юриспруденции, как право, закон, обычай; уточнено отличие между частным и публичным правом; определенные нормы криминального права и процесса; заложены основы регулирования международных видносин.

В памяти потомков Византия останется страной, где осуществленная знаменитая Юстиниану кодификация римского права. Сведение гражданского права Юстиниана, которое современники назвали “храмом правовой науки”, состояло из Кодекса - основных установок положений, заимствованных у римских юристов, Учреждений - короткого руководства из юриспруденции и Новелл - новых законов, которые были выданы непосредственно во времена Юстиниана.

Аристократия в Византии постоянна формироваться поздно, на протяжении многих столетий Византия была государством чиновников во главе с верховным чиновником - императором. В определенном понимании там все были равны перед государственной машиной, перед бюрократическим чудовищем. Вшановувалася не личность императора, а его должность.

Чиновничья потуга олицетворялась императорским престолом, который держался на пьедестале с 60 министерств. Каждый чиновник мечтал о карьере, ради которой надо было понравиться начальству; кратчайшим путем к этой цели была “филиал”, что просякла прочь всю империю.

Монархи разворачивали регулярные компании борьбы с волокитой; для этого создавались новые и новые инстанции для надзора. Решить что-то можно было только через личные связи. Взятка стала нормальной формой делового отношения. Чиновники боялись возможных доносив. “Если ты служишь Василевсови - поучает чиновник Кекавмен, - всячески стерегись, когда говоришь со своими товарищами. А если говорится о Василева, то вообще ничего не отвечай, а исчезни прочь. Многих я знал, которые втрапили в такую опасность. Всеми силами сдерживай свой язык и подчиняйся тем, кто стоит выше. Тайну свою не раскрывай никому. Не ручайся никогда ни за кого, даже если это твой близкий друг”.

Частной собственности на землю в Византии не было. Каждое имение, каждый участок можно было когда отобрать. Жаловаться на начальство становилось делом безнадежной. Которые из многочисленных законов действующие - никто не знал. Правительство поддерживало искусственно стабильные цены, ради чего осуществлялся жестокий контроль над ремесленничеством и торговлей.

В стране властвовала атмосфера ксенофобии, т.е. ненависти к иностранцам. За иностранцами следили как представители органов, так и многочисленные добровольцы из простого народа. Наибольшее подозрение и ненависть вызвали “проклятые католики”, даже большую, чем мусульмане, которые реально угрожали существованию империи, и, как известно, эта угроза осуществилась. Идеологические принципы тяготели над истинными нуждами государства и общества.

2. Философия и религия Византии

В Византийской империи от конца IV ст. закрепляется на официальных позициях церковная литература, а восточные отцы церкви - Василий Большой, Григорй Богослов, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирський и другие - обосновали учение христианства исключительно на базе церковных канонов и авторитета Святого Письма.

Античная традиция на протяжении этого периода была связана прежде всего с неоплатонизмом. Виднейшим представителем неоплатонизма был Псевдо-Дионисий Ареопайт, который сделал попытку интерпретировать христианскую догматику в духе и с точки зрения неоплатонизма (Ареопагитки).

Второй период византийской философии - иконоборчества - стал периодом острой религиозно-философской борьбы, когда на политической арене выступали идеологи иконошанувальникив (иконодулив): Йоанн Дама кончина и Феодор Студит.

Этот период связан с церковными реформами императоров из династии Исаврив. Впервые в истории Византии состоялось открытое столкновенье государства и церкви. Монастыри стали большими землевладельцам, их усиление создавало угрозу для императорской правительства и столичной бюрократии. Стремление императоров Исаврийськой династии снова поднять престиж центральной власти и ослабить влияние церковных иерархов, которые вышли из-под контроля, воплотилось в форму идеологической борьбы против почитания икон. Удар по иконошануванню означал разрыв с ортодоксальной церковью. Иконоборцы выходили из стремление сохранить за христианским богослужением высокую духовность, очистить его от устою телесного и пережитков эллинского сенсуализма.

Идейная борьба в византийском обществе в VIII - IX ст. мобилизовала все интеллектуальные силы и справила влияние на общественное сознание пор. Религиозно-философские споры VIII-ИХ ст. вызвали необходимость систематизации христианской теологии, которое нашло отображение в произведениях Йоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита.

Йоанн Дама кончина (675-753) - один из величайших византийских богословов - в своей работе “Источник знаний” поставил сложную задачу: построить целостную систему ортодоксального христианства. Он старался систематизировать всю сумму знаний христианской теологии, которая ее он взял из Письма и произведений апологетов и отцов церкви. В онтологическом аспекте система Дамаскина грунтуется на стремлении вывести все сущее из единого принципа - Бог: Бог - вековечное непознаваемое миру, источник и цель бытия. Природа - не только творение Бог, но и раскрытие его божественной мудрости. Другой идеолог ортодоксального богословия - Феодор Студит (759 - 826) в своем огромном литературном наследстве - богословских трактатах, речах, письмах, установках монахам и в религиозных гимнах - обобщил всю аргументацию иконошанувальникив против их идейных неприятелей. Его произведения пронизанные аскетической идеологией, идеализацией монашеской жизни, неистовой полемикой против иконоборцив.

Третий период - характерный появлением ряда рационалистических концепций. Заотдельная, Михайл Псела (ХИ) объявил философию наукой, которая должна исследовать природу вещей, строить свои заключения, перебирая от математики ее числовой метод и систему геометрического доведения.

Последний период характерный реакцией религиозно-мистического направления византийской философии на рационализм. Одним из известнейших мистических учений был исихазм (покой, тишина).

3. Литература и музыка Византии

Начало собственно византийской литературы принадлежит к VI - VII ст. , когда греческий язык становится господствующей в Византии. Однако памятки народного творчества Византии к нам почти не дошли. Византийская литература справила значительное влияние на европейскую, в том числе на литературу славян, своими памятками, преимущественно к ХИИИ ст. Византийская письменность характеризуется не только греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохранили произведения, неизвестные в оригинале. Среди церковной литературы, которая дошла к нам, выделяется поэзия гимнов. Величайшими ее представителями был Роман Солокоспивець (VI ст. ), который написал около тысячи гимнив.

От эллинистического прозы Византия унаследовала много. Манеру эллинизма повторяют эротические романы приключений Гелиодора (“Эфиопки” о Феогене и Хариклею) - IV ст. , Ахилла Татия (о Клиторе фона и Левкиппу) - V ст. , Харитона, Лонга и прочие. Из прозаичных жанров на начало византийской литературы особенно развиваются исторические рассказы, авторы которых воссоздавали манеру Геродота, Фукидида. Особое место в истории византийской литературы принадлежит Михайлу Пселлу. Псел - яркий, непересекающийся писатель и пидлабузливий царедворец, мудрый философ, автор многих стихов в честь василевств и приверженец их врагов. Пусть численным в наследстве Пселла есть его риторический задел, который охватывает почти все жанры и виды греческой риторики, также речи и эпитафии, монодии. Во многих речах Пселла отраженные его связи с обществом. Наиболее ярким явлением в его творчестве есть “Хронография”. Она насыщена другой, художественной правдой, которая создает единую картину эпохи - драму людей и драму империи.

Для византийского общества углубления в давний язык и культуру и их идеализация еще больше заостряла сложную проблему двуязычия, которое определялось степенью образованности, а наконец - социальной независимостью.

О роли музыки в византийском светском быту известно имело, сохранилось несколько мелодий и музыкальных приветственных окликов - “акламаций”, обязательных в дворовом церемониале.

В старинном богослужении инструментальное сопровождение, наверное не был заведенный, и музыка звучала в виде пений. Существовали средства церковного вокального выполнения: торжественное чтение евангельских текстов, которое регулировалось определенными музыкальными формами, выполнение псалмов и гимнов писенноподибного характера и так называемые алилуйни песни. К ХИИ-ХИИИ ст. в Византии сформировалась развитая система пений, которая употреблялась в государственной и культурной сфере. Ее специфика - довольно ограниченное количество жанров, раскрепление за пениями определенных названий, например: “славоспивни - за первым словом знаменитой фразы “Салва Отцу и Сыну и Святому Духу”.

Вторая группа пений сформировалась в зависимости от времени их выполнения: “утру”, “видпускальни”. Отдельные пения получили свои названия за некоторыми признаками: “катавасии” - во время пений верующие должны были встать.

Традиционные, освященные столетиями формы византийской вокальной музыки, придерживались одного важного принципа: каждому составу текста отвечал чаще всего 1 звук. Это связано с установкой, что музыка должна помогать слушателю лучше понять и ощутить смысл текста богослужения. Музыка ни в коем случае не должна была доминировать над текстом. На смену этой системе приходит так называемый какофонический стиль. Его важная черта - доминирование музыки над текстом.

4. Архитектура и изобразительное искусство Византии

Византийская скульптура угасшая еще в пизньоантичну пор.

Последние попытки принадлежат к VI ст. Позднее скульптура перестроила под церковным запретом и исчезнувшая.

Центрами искусства византийской ориентации стали давние города Украины и России: Чернигов, Киев, Новгород.

Эллинистическое искусство, которое не имело внутреннего единства даже в пор своего наибольшего расцвета, распалась на несколько своеобразных местных художественных школ: коптську (Египет), сасанидську (Персия), сирийскую и т.п.. Состоялся, в конце концов, низменность на греческий Восток и Латинский Запад. Искусство греческого Востока в исторической литературе имеет название “византийской”. Высочайшее достижение римско-эллинистического искусства - храм Святой Софии (532-537 гг. ) - наиболее значительная памятка византийской архитектуры. Она построена Анфимием из Трои и Исидором из Минта. От VII ст. начинается “византийское искусство”.

В IV-VI ст. очень популярной была мозаика. В ней вплоть до ХИИ ст. прослеживается процесс угасания римско-эллинистического импрессионизма, теряется монументальность, приходит в упадок цветность. В ХIV ст. место мозаичной техники заступает фреска, а потом станковая икона.

В революциях второй половины ХИИ ст. и в переворотах “Латинского нашествия” рождается так называемое искусство пор Палеологив.

Художественная традиция, однако, настолько жизнеспособная, що еще в в ХVI-XVII ст. процветает итало-критская школа живописи, создаются большие храмови росписи на периферии византийского свиту, рождается выдающийся живописец - Панселин.

В Константинопольской церкви Кахрие-Джами и в венецианскому соботи Святого Марка живописцы еще стараются применять мозаичную технику, но все другие росписи пизньовизантийського времени - фресковые. Лишь в пор европейского романтизма в начале ХИХ ст. общее увлечение средневековым искусством и средневековой культурой вызвало интерес и к искусству византийского.

Использованная литература

1. Всемирная история. Пособие для Вузив. - К. , 2000.

2. История мировой культуры / За ред. Л. Т. Левчук. - Киев: “Лыбедь”, 1994 г.

3. Украинская и зарубежная культура / За ред. Е. И. Козира. - К. , 2001.





Вернуться назад