Сотые , фарсы и мистерии, как явление культуры средневековья


Средневековье , как правило, мы воображаем ужасным , темным , но мы все время забываем , что эта эпоха мала много светлого и веселого - действительно рядом с темными предрассудками , покаяниями , безпримирною жестокостью всегда находилось место для озорного , часом довольно грубого та циничной шутки , так же як и недели постов изменялись на недели неудержимое ярмарочное веселья . В культуре средних возрастов пафос утверждения и восхваления употреблялся с мотивами раскрытия и развенчание . Особенно это явление расцвело в конце средневековье , во времена бурных и многозначительных потрясений и сдвигов в тогдашнем социуме . В те времена появилась та окрипла культура городов и расцветали всяческие сатирические и комические жанры , в том числе театральные . Самые ценные из исторической и познавательной точки зрения есть фарсы . Фарс возник раньше , но расцвет в пору позднего средневековья .

Театр занимал заметное место в повседневном быту средневекового человека , так что среди фигур средневековых жителей есть не только рыцари , купца , монаха , крестьянина , а и фигура актера - затейника и шута . средневековый актер был неотъемлемой частью общества ; он развлекал и на дворе замка рыцаря , и на городской площади , и , даже , в стенах монастыря . Без актера не происходило ни одной важного события то ли ярмарка , или праздник , то ли коронация , то ли приезд иностранных гостей .

Кроме светского театра существовал и театр духовный - его породила утилитарная потребность богослужения : люди уже не понимали латынь , она была недоступная народу , поэтому слова богослужения не просто произносились , но они здесь же и инсценировались , обгравалися. Этот яркий театр эволюционировал , он вышел из церкви на паперть , а потом и на соборную площадь , отказавшись при этом от латыни и перейдя на загально доступный язык толпы .

Развитие средневекового театра и фарса вместе с ним неразрывно связанный с городом и с его жителями , которые были и актерами и зрителями . Но культура средневекового города не была исключительно веселой и бешкетливою , поэтому в шутках была иногда и низкая зависть , и пасмурная взбешенность , а иногда просто стремление не только осмеять все низкое и ретроградное , а грубо познущатися над любыми моральными нормами , оплевать их , уклониться . Театр не только обнажал и развенчивал , а и предупреждал , учил . Причем это нередко употреблялось в одном и поэтому же фарсе .

Когда именно зародился средневековый театр сказать сложно , но в ХИИИ веке создаются сцены и диалоги , которые выводили на помост тех или других представителей верст и профессий , появляются традиционные фигуры . Но эти сцены еще не наполненные напряженно интриги , в них нет действия , хотя , надо сказать , что эти сценки пользовались уважением у зрителей . Однако такие сценки подготовили красивый грунт для дальнейшего развития комического театра. На этом грунти и возникли моралите - пьесы дидактико-аллегорического характера , остро сатирических пьесок - сотые и власно фарсы .

Существует теория , за которой фарсы возникли из мистерий , где обгравалися библейские сюжеты . Среди таких сцен иногда встречались комические : например изображение торговцев , которые ссорятся среди храма , то потасовку солдат за одежду Христоса , то смешные вихиляси паралитика. Эти живые сцены выросли на библейском сюжете , но сильно переработанные превращались в веселую интермедию . В текстах некоторых мистерий , которые дошли к нам часто делались пометки , которые в этом месте надо вставить фарс . Средневековые хроники иногда припоминают о том, что одновременно с мистерией выполнялся фарс (например фарс “Мельник, чью душу черт в ад затянув” шел одновременно с “Мистерией о святом Мартине”) .

Существует другая точка зрения , что фарсы старше мистерии . Они могли возникнуть еще в начале ХИИ век , или в начале следующего , кроме того в хрониках и текстах мистерий на фарс указывают , как на жанр , который сложился , который используется в этих грандиозных многодневных праздниках которыми были средневековые мистерии. Кроме того , надо указать , что фарсы не имеют никакой аналогии с библейскими сюжетами .

Фарсы , на мысль А. Михайлова , является продуктом самоосознанием жителей места , их заинтересованностью к повседневной жизни своих сограждан , немедленной потребностью высмеять все , что было в ней смешного и бессмысленного , изобразить в реальному светлые всех , кто надевает на себя маску благочестия . В фарсе мы находим и чисто народные черты - не только критический взгляд на те , кто имеет власть , а и неисчерпаемая веселость , готовность к не всегда безобидной шутке к дерзости. Озорные траверсе и рискованные аллегории , которые присущий карнавальной культуре сильно влияли на драматургию фарса . Фарсовые спектакли были неотъемлемой частью карнавала . Но фарс не является адекватным культуре карнавала . Фарс не является сугубо карнавальным спектаклем , он неприсущий аллегоризму другого драматического жанра - моалите . В значительно большей степени с духом карнавала связанные сотые . Жанр сотые был остро сатирическим жанром , который вырос из пародийных сатирических монологов и диалогов , сотые показывал действительность сознательно скудоумной, и даже вообще вывернутым задом на перед . Но выполнялись сотые актерами особого амплуа - шутами ( «дураками» и «дурями» ) , которые носили специальную одежду со звонками . Актеры в сотые , в отличие от фарса , воплощали не живых людей , или версты или профессиональные типы , а целые социальные институты - церковь , рыцарство , королевскую власть , папский Рифм .





Вернуться назад