ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Главная - Культура - ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА

Где приют для мира уготован?

Где найдет свободу человек?

Старый век грозой ознаменован,

И в крови родился новый век.

(Ф. Шиллер)

Термин“романтизм” в первую очередь применялся в литературе, главным образом романо-германських народов, а позднее охватил музыку и изобразительное искусство. Это разрешило трактовать романтизм как преимущественно художественное направление. Однако уже в 19ст. начинают говорить об “романтических тенденциях” в философии, “экономический романтизм”, “романтические иллюзии” в социализме, т.е. трактовать его как общекультурное движение, а не только направление или стиль.

То, что романтизм объединял разнообразные явления, направления (прогрессивный и реакционный, “эпико-мифологический” и “лирико-иронический”, национальные формы романтизма и т.д. ) - затрудняет выделение в нем постоянного инвариантного ядра. Однако существуют фундаментальные факторы целостности романтизма, которые нашли отображение в общности цого существенных признаков. Это прежде всего - общность социокультурной ситуации, общность мировосприятия и свитосвидомисть.

Главная социокультурная предпосылка целостности романтизма составляется в том, что была следствием Большой Французской буржуазной революции. Подобно до того, как революция ознаменовала коренной переворот в социальной жизни, романтизм обозначает собой революцию в культуре.

Однако романтизм возник не на пустом месте. Он имел предшественников в лице Руссо, который у столетие Ума заговорил о первоочередности чувств, о своеобразности и неповторимости каждого человека. В качестве важнейших источников нужно указать также на философию Фихте с ее абсолютизацией творческой свободы, и Шопенгауера с идеей слепца, неразумного желания, которое создает мир за своим произволом. Эти идеи булицикавими и близкими романтикам, равно как поиск широкого круга музыкантов, живописцев, в творчестве которых пробивались ростки нового, отличного от классицизма видения мира и задач искусства (Жироде, Гро, Бетховен).

Развитие романтизма - распадается на три главные этапа: передромантизм конца XVIII ст. , романтизм первой половины XIX ст. и неоромантизм конца XIX - начала XX ст. Главными представителями передромантизму в Англии были поэты Джеймс Макферсон (1736-1796), автор известного сборника поэм “Произведения Осиана, сына фингала”; Томас Чаттертон (1752-1770), автор цикла стихов о жизни Бристоля 15 ст. , и представители так называемого готического романа - Горес Уолпол, Клара Ров, Уйльям Бекфорд, Метью Льюйс, Анна Редклиф. В английском неоромантизме ведущими представителями были Роберт Стивенсон, Рейдер Хаггард, Джозеф Конрад и Артур Конан-Дойл. Происхождение термина «романтизм» довольно сложное и в разные исторические эпохи содержание этого термина существенным образом изменялся . Современное понимание сущности романтизма идет от трактования его в эстетике Гегеля.

Классики марксизма-ленинизма связывают природу и художественные достижения европейского романтизма конца XVIII-начала XIX ст. с падением феодализма.

К. Маркс и Ф. Енгельс рассматривали романтизм как выражение своеобразной реакции основных общественных груповань на результаты французской революции 1789-1794 лет и идеологию европейских просветителей XVIII ст.

О. М. Горького писал, что романтизм как расположение духа есть сложному и всегда в какой-то мере нечетким отображениям всех оттенков, ощущений и настроил, что охватывают общество в переходные эпохи, тем не менее главная его нота - это ожидание чего-то нового, тревога перед этим новым, поспешное, нервозное стремление познать это новое. И дальше О. М. Горького отмечал, что в романтизме следует различать два резко отличные направлений: пассивный романтизм, который старается или примирить человека с действительностью, украшая ту, или же отвернуть от действительности до бесплодного углубления в свой внутренний мир, к мыслям об «фатальных загадках жизни», о любви, о смерти, и активном романтизме, который стремится усилить волю человека к жизни, пробудить в ней протест против действительности, против любого гнета ее.