ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЙПОРИВНЯЛЬНИЙ АНАЛИЗ С ДРУГИМИ ИНДОЕВРОПЕЙСКИМИ СИСТЕМАМИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Главная - Культура - ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ РЕЛИГИИ И ЙПОРИВНЯЛЬНИЙ АНАЛИЗ С ДРУГИМИ ИНДОЕВРОПЕЙСКИМИ СИСТЕМАМИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Говоря о религиозных представлениях определенного народа, исследователи рассматривают этот вопрос как отражение мировоззрения и социальной структуры в данной культурной среде. В своем реферате я буду стараться проследить постепенное изменение главного божества в пантеоне давних славян и провести параллели с подобными процессами в других индоевропейских народив.

Если говорить о происхождении верований, надо сначала коснуться вопроса о происхождении самого народа. Сразу обращаю внимание на суперчливисть некоторых вопросов и недостаточный обзор теорий, которые существуют, о большинстве этапов формирования славянского единства. Разрешу себе ограничиться кратким викладом.

Общеизвестно, что славяне и украинцы, в частности, принадлежат к индоевропейской етномовной общности. В верхнем палеолите с единой “праязыка“ виокремилися большие етномовни массивы, а именно: афразийський, синокавказький и ностратичний (бореальний). Последний существовал в XX-XV тыс. к н.э. К его составу современные исследователи относят индоевропейскую, уральскую, алтайскую, картавельську, еламо-дравидийську и ескалеутьску (?) языковые семьи. Нас интересует преимущественно индоевропейская языковая семья к якой, безусловно, принадлежат славяне.

За Андреевым, бореальна (ностратична) общность распалась на границе позднего палеолита и мезолита и состоялось выделение индоевропейского языка, который можно, опираясь на лингвистический анализ, к тому времени локализовать в Северном Причерноморье - Передкавказзи в направлении мероприятие^-мероприятие-заход-закат-запад-мера-восход-мероприятиЛИ и между дельтами Волги-Дуная на юг^-юги-полдне-севере-юге. Центр едности содержался где-то в бассейне Азовского моря. Индоевропейская языковая праеднисть существовала от начала мезолита вплоть до неолита где-то в Передкавказзи-Пивничному Причерноморье. Север от нее была заселенная, возможно, носителями ескалеутськой праязыка. Восточнее находилась уральская общность (где-то между Каспием и Аралом). Также очень важными есть связи между индоевропейцями и носителями “северокавказских” и прасемитських и пракартавельських будто, из которых последняя принадлежит к бореальной общности, семитская - к афразийськойа северокавказская к синокавказькой. Во времена неолита прослидковуеться значительное влияние на индоевропейцив

“пивничнокавказцив” и семитов, которые постепенно тронулись в направлении современной Украины. От них индоевропейци позаимствовали большинство хозяйских-культурно-хозяйственных достижений. В Украине мы можем найти памятки неолитических культур, из которых приазовську, сурсько-днипровську и крымскую можно уверенно отнести к индоевропейским. С меньшою вирогиднистю к индоевропейским можно отнести буго-днестровскую культуру. Таким образом, за сутки раннего неолита степи от Северного Причерноморья к Каспию составляли отдельную историко-господарчо-культурну та етномовну общность, носителями которой были индоевропейци.

Согласно современным данным, органическая общность индоевропейского массива порушуеться не позднее IV тысячелетие к н.э. , а возможно и раньше. Во времена середньостойвськой культуры (приблизительно IV тыс к н.э. ) уже фиксируется расслоение родоплеминной организацией с четко видиленною верхушкой и сакрализация “царя” - жрец^-жреца-вождя-жреца, который стоял во 0лаве. В V-IV тыс. к н.э. в пределах Центральной, Юго-Восточной и южной части Восточной Европи сосуществовали два большие противоположные исторические общности: давньоевропейська Балкано-Дунайсько-Карпатська, кола культур рисованной керамики, и курганная Пивничнопричорноморсько-Прикаспийська с мотузчаною орнаментацией посуды.

В первом случае экономика опиралась на земледелие со вспомогательной ролью скотоводства (большой рогатый скот). Люди жили в глинобитных домах, важного расслоения не было, что определенным чином связанное с системой матрилинийних и матрилокальних браков. Они уважали верховное женское божество продуктивных сил природы. Эта богиня персонифицировала не тильки плодородные силы природы, но и человеческий коллектив. Она каждый год вступали в брак с Быком-Солнцем, властителем небесный света и тепла, и Змеем-Драконом, хозяином вод и подземного мира. Подобные сюжеты отслеживаются в творчестве подавляющего большинства земледельческих народов мира, и является закономерным отражением образа жизни таких обществ. Женщина в воображении давних народов была неразрывно повязана с землей (так же, как женщина рождает детей, так земля - зерно). Но для женщины обязательно нужный мужчина, который обеспечил бы выполнение ее естественной функции. Им и становится Бык-Солнце или Бык-Зоря (реальный бык бороздив землю, и, по аналогии, этот образ перешел на небо).

В противоположность этому, ведущей областью экономики курганной Пивничнопричорноморськой общности было скотоводство, где большая роль отводилась коневодству. Общество мало патриархальный характер с культом мужского божества - воина и развитой небесно-солярной символикой. В культурах между Днепром и Уралом (мариупольска, середньостогивська, ямная), прослеживается усиление военной угрозы. Престижной становится военное дело, борьба за пастбища и скот. В центре мифологии - борьба Бог Грози, носителя военных функций, со змеем за женщину и скот. За утверждениями некоторых исследователей, индоевропейская общность распалась на два языковых ареала, один из которых (анатолийсько-итало-кельто-иллирийсько-тохарський) связанный из середньостогивською группой племен, а другой (балто-слов'янсько-германо-греко-вирмено-арийський) с обществами азово-черноморской линии развития.