Украинское изобразительное искусство 19 столетие


В первой половине XIX ст. развивается станковая живопись. Распространяется автопортрет, возрастает интерес к камерному портрету, миниатюры. Выдающимся представителем украинской реалистической портретной живописи был В. Тропинин. Художник создал обобщенный образ представителя украинского народа ("Украинец", "Украинский крестьянин", "Девушка из Подолье").

Реалистические традиции В. Тропинина в украинском портретном искусстве первой половины XIX ст. развивали Т. Шевченко, И. Сошенко и др.

Одним из зачинателей новой украинской школы пейзажной и бытовой живописи был В. Штернберг ("Улица на селе", "Пастух", "Ветряные мельницы в степи").

Творчество Шевченко-художника принадлежит к достижениям украинского изобразительного искусства. На ранних живописных произведениях Шевченко обозначилось влияние его учителя - К. Брюлова. Постепенно в творчестве художника оказываются попытки отобразить психологическую глубину и индивидуальные особенности характера человека. Примером является духовная эволюция героя "Притчи о блудном сыне" Т. Шевченко.

Известно, что поэзия и живопись тесно связаны между собой. Однако особенности каждого из этих видов искусства издавна интересовали теоретиков и почитателей искусства, выливались в дискуссии о том, который из них есть впливовишим, более сильным. А известный художник Леонардо да Винчи приходил к выводу, который “живописи - это немая поэзия, а поэзия - выразительная живопись”. Не случайно в истории мировой культуры объединения в одном человеке живописца и поэта встречается часто. Очевидно, это судьба щедро одаренных творческих натур, которым тесно в пределах одного вида искусства. К таким творческим натурам относится и Т. Шевченко.

Природа щедро наделила крепостного сына не только поэтическим гением, а и талантом художника, которые никогда не предавали ему, даже у часа страданий и тяжелой неволи. Для Шевченко рисование стало потребностью, выражением его творческого духа. В Шевченкови объединялись и боролись вместе с тем поэт и художник. О своей страсти к писанию и рисованию Кобзарь оповив в стихе “А. О. Козачковському”

Долго то творилось. Еще в школе,

Таки у учителя - дьяка,

Хорошенько украду пятака -

Так как я было немного не голое.

Такое убогое - да и куплю

Бумаги лист. И сделаю

Маленькую книжечку. Крестами

И узорами с цветами

Кругом листочки обведу.

Да и списываю Сковороду

Или “Три царие со дары”.

Исследовательница наследства Кобзаря З. Тархан-Береза подчеркивает, что поэтических произведений Шевченко к нам дошло свыше 240, а художественных - масляных картин, акварелей, сепий, офортов, рисунков - почти 1200. самое это количество свидетельствует о его глубокой влюбленности в живопись. Не случайно его произведения выставлялись на академических выставках, а за выдающиеся успехи в гравюре Шевченкови были присвоены звания академика. Для Шевченко тема женской судьбы была сгустком крови, которая запеклась в его сердце. Даже названия произведений “Наймичка”, “Ведьма”, “Сова”, “Слепая”, “Марьян-Монахиня” красноречиво проговаривают о судьбе героинь этих произведений. Как же воплощались образы женщин в малярном творчестве Кобзаря? Вспомним встречу Екатерины - матери с офицером или же Ивася - поводыря с отцом - господином. Трагические по своему смыслу, глубокие за психологической мотивацией, эти сцены будто сливаются с живописным полотном. Исследователи живописного наследства Шевченко отмечают, что картину “Екатерина” он написал в 1842 году. К появлению “Екатерины” не только в украинскому, а и в общероссийском искусстве не было произведения с таким острым и злободневным социальным сюжетом. Впервые героиней живописного полотна постоянный человек из народа - дивчина-крипачка, жертва господского разврата, приниженная и оскорбленная в наилучших почуттях.





Вернуться назад