Мавзолей в Галикарнаси и Колос Родоський


План:

Вступление

Галикарнаський мавзолей

Колос Родоський

Вывод

Вступление

Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было ”созданное” первое из них - пирамиды египетских фараонив, потом, через двадцать столетий, второе - висящие сады в Вавилоне (VII ст. к н.э. ), за ним по одном у век - храм Артемиды в Эфесе (VI ст. к н.э. ), статуя Зевса в Олимпий (V в. к н.э. ), Мавзолей в Галикарнаси (IV ст. к н.э. ) и, в конце концов, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родоський и маяк на острове Форосе (III ст. к н.э. ).

Это были воистину большие достижения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой.

Много архитектурных сооружений разных времен и народов поражали воображение не только современников, но и их потомков. И тогда говорили: “Это одно из семы чудес мира”, отдавая дань уважения прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: “Это восьмое чудо мира”, как бы намекая на возможность примкнуть к замечательной семерке.

Галикарнаський мавзолей

Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры поздней классики была замечательная гробница в Малой Азии, в столице небольшой Карийской государства - Галикарнаси.

Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был красивый порт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдоль гавани находилась рыночная площадь, дальше вверх через центр изгиба и ее окаймлений была проложена широко развернутая улица, “посреди которой был, сведенный Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что он числил среди семы чудес мира”, - записал Витрувий.

Гробница была сооружена в IV столетии к н.э. царицей Артемисиею. Мавсол был, судя по всему, жестокий правитель, уводил налог за налогом, вытягивая доходы из всего, например, из похоронных обрядов или волос. Богатства его были огромные.

В архитектуре Галикарнаського Мавзолея впервые в греческой архитектуре соединялись все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфський. Нижний сверх поддерживался 15 дорическими колонами, внутренние колоны верхнего этажа были коринфськими, а внешние - ионическими. В Мавзолее соединялись суровая геометричнисть, массивная простота, выполненная внутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавности линий.

Галикарнаський Мавзолей - это трехъярусное сооружение. Первый ярус опоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь содержался заупокойный храм площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярус образовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля, тоже мраморная. Венчала дом четырех конная колесница (квадрига), которой правили мрамору Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40-50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи левов и всадников, которые скачут.

Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное обустройство было поручено нескольким мастерам, в том числе и большому Скопасу. Сохранились обломки фризы гробницы Мавсола, что изображает битву греков с амазонками - “Амазономахия”. Ученые считают, что это работа Скопаса или его мастерские.

Девятнадцать столетий стоял Мавзолей. Нехватка камня привела к гибели целого ряда ценнейших памятников. Такая же судьба постигла и Мавзолей в Галикарнаси. Гробницу царя, который немного разрушил землетрясение, снесли рыцари - иогонисти, построив из нее каменный монастырь - укрепление. О разрушении Галикарнаського Мавзолея известно из средневековой хроники.





Вернуться назад