Украинский романтизм. Николай Васильевич Гоголь


План реферата:

Биография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Кто такой чорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Хлестаков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Рассмотрение “Ревизора”. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Чичиков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Смысл жизни Чичикова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Мертвые души. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Биография.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Большие Сорочинцы на Полтавщине. Учился в Полтавском уездном училище, со временем - в Ниглинськой гимназии высших наук. В 1828 году переехал в Петербург. С 1834 года - адъютант-профессор по кафедре общей истории при Петербургском университете.

Уже с начала своей творческой деятельности Гоголь вошел в русло русской демократической литературы, которая развивалась в направлении народностей и гуманизму, широко использовал украинскую литературную и фольклорную традиции. Романтическое отображение далекого прошлого, овеянного поверьями и легендами, оказывали содействие разработке украинской темы в русской литературе, изучению истории и етнографий Украины. Последние года жизни писателя были омрачены духовным кризисом.

О Гоголе как мыслитель написан очень имело. С найвидомишних работ следует иметь в виду такие: Зеньковський В. В. Николай Васильевич Гоголь ( Париж, 1991), Чижевський Д. Очерки из истории философии на Украине ( Мюнхен, 1983), Мережковський Д. С. В тихом омуте ( “ Гоголь и черт” ).

Кто такой чорт.

“ Как выставить черта дураком” - это, за собственным свидетельством Гоголя було главной мысленным взором всего его жизни и всего творчества. Уже “издавна я лишь тем и поглощен заботами, чтобы после моего произведения вдоволь насмеялся человек над чертом” (письмо к Шевирьова с Неаполя от 27 апреля 1847 года).

В религиозном понимании Гоголя черт есть мистичною и реальным существом, в котором сосредоточилось возражение Бог, вечное зло. Гоголь , как художник, при свете смеха исследует природу этой мистичной сущности, как человек, оружием смеха борется с этим реальным существом: смех Гоголя - борьба человека с чортом.

Бог есть бесконечное, конец и начало сущного; черт - возражение Бог, а затем, и возражение бесконечного, возражение всякого конца и начала, черт есть начатое и незакинчене, которое выдается безначальним и бесконечным; черт - нуменальна - вечная плоскость, вечная вульгарность. Единым предметом творчества Гоголя и есть черт. Именно в этом понимании, т.е. как явление “бессмертной вульгарности человеческой”, что споглядаеться по всем условиям местными и временными - историческими, народными, государственными, общественными - явление - безусловного, вечного и всемирного зла; вульгарность sub specie acterni, “под видом вечности”.

. . . Гоголь первым увидел невидимое и найстрашнише, вечное зло не в трагедии, а в отсутствии всего трагического, не в силе, а в бессилии; не в сумасшедших крайнощах, а в весьма умеренной середине, не в остроте и глубине, а в тупости и пласкости, вульгарнисти всех человеческих чувств и мыслей, не в наибольшему, а в найменьшому. Гоголь сделал для моральных измерений то самое, что Лейбниц для математики , - открыл будто дифференциальное исчисление, бесконечно большое значение, неконченый малые величины добра и злая. Он первым понял, что черт и есть меньше всего, которое лишь вследствие нашей собственной малости кажется большим - найслабше, которое лишь вследствие нашей собственной слабости кажется сильним. . . Гоголь первым увидел черта без личины, увидел его справжне лицо, страшное не своей необычностью, а обыкновенностью, паскудством; первым понял, что лицо черта есть не далеким, чужим, странным, фантастическим, а щонайближчим, знакомым, вообще реальным “человеческим, слишком человеческим” лицом, лицом на товпу, лицом “как во всех”, почти нашим собственным лицом в те минуты, когда мы не насмилюемся быть самыми собой и соглашаемся быть “как все”.





Вернуться назад