Культура в системе общества


Содержание работы:

Вступление.

1. Культура, как объект социального познания.

2. Понятие и виды субкультур.

3. Взаимосвязь культуры и экономики. Социальные функции культуры.

Вывод.

Вступление.

Термин“культура” латинского происхождения (cultura - обработка, развитие, воспитание) и сначала означал выделение грунту, его обработка. Сначала под культурой понимались все изменения в естественном объекте, которые проходили под влиянием человека. Впервые срок возник в Давней Греции и перекладывался как просвещен. Весь мир делился на просвещенный и необразованный. Все, что находилось в Греции считалось культурным, а за ее пределами - это варвары. С резкой критикой феномену высказался Жан-Жак Руссо: “Как можно быть культурным, когда проливается кровь!”. В дальнейшему слово “культура” получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура понимается как созданная человеком “вторая природа”. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский пихид к культуре.

Культура - специфический способ организайий развития жизнедеятельности человека, виявленний в результате материальной и духовной работы, в совокупности отношений человека к природе, между собой и к самым себе. Культура - это не генетический способ передачи информации.

Культура как объект социального познания.

В социологии культуру в широком понимании этого слова определяют как специфическую совокупность средств, способов, форм и ориентиров взаимодействия людей со средой существования. В узкому розумнни - система коллективно розризняючих ценностей и норм поведения присущий отдельной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, которое помогает людям жить в своей среде.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамическое возникновение, которое имеет социальную природу и выражается в социальных отношениях. Объектом социального исследования есть конкретное распределение существующих в данному обществе форм и способов усвоения, создание и передачи объектов культуры, стойкие и сменные процессы в культурной жизни. В этом контексте социология изучает динамику развития культуры, которая разрешает определить уровень развития культуры спивсуспильств и говорить об их культурном прогрессе или регрес.

Каждое конкретное спивсуспильство (цивилизация, государство, народности и т.д. ) создает свою власру гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всего жизнь и передается из поколение у поколение. В результате в историческом процессе возникает много культур. Перед социологами возникает проблема или существуют культурные универсалий. Американский социолог и этнограф Дж. Мердок выделил больше 60 культурных унивресалий, характерных для всех обществ: язык, религия, символы, сексуальные лимиты, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалий существуют потому, что они удовлетворяют важные биологические, психологические и социальные нужды.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Часто люди оценивают другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется етноцентризмом. Ярким проявлением етноцентризма есть всякого рода миссионерская деятельность, начиная от стараний навязать свои верования, свою религию пидкоренним народам в период колонизации и заканчивая современным старанием навязать “американский образ жизни” в Европе.

Етноцентризму противостоит культурный релятивизм, который делает ударение на абсолютном самобытии любой культуры. В видповид-ности к этой установке любая культура может быть понятной лишь в ее собственном контексте и лишь тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Обычно это правильно что ни одна ценность, ни один обычай не может быть понятный если его рассматривать оторванным от целого. Но же не надо забывать о мировой культуре. Все культуры так или иначе связанные между собой.





Вернуться назад