ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ХРАМЫ ПОДОЛЬЯ

Главная - Культура - ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ХРАМЫ ПОДОЛЬЯ

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКВА-ЗАМОК ХИV-ХИХ СТОЛЕТИЙ

(с. Шаривка Ярмолинецького р-на Хмельницкой обл. )

Церковь стоит на южной окраине села - западной концовке узкого мыса, извлеченное в направлении восход-мероприятие в живописной местности неподалеку давнего замчища. С пивдня мыс порежется в заплава реки Вовчик, который впадает в Ушицю, с севера его ограничивает естественный схил.

Древнейшая часть церкви - колокольня - сооруженная в ХИ веке как оборонительная башня на Кучманському пути. Первоначально она была п'ятиярусною, почти квадратной в плане (8,8 х 9,4 м). Горишний ярус ее имел периметральну галерею, которая опоясывала башню извне; она опиралась на консольные балки с длинными подкосами, а те своей очередью - на выпущенные с муровання брусья, гнезда которых размещались между третьим и четвертым этажами башни. Перекрывалась башня высокой палаточной крышей с ґонтовим покрытием. Над входом к первому ярусу, из мероприятия, был деревянный машикуль (от конструкции его также остались гнезда в мурованни). Перекрытие башни были плоские, балочные; в долишних ярусах балки опирались на обрезы стен, в горишних - входили у гнезда в мурованни. Долишни два яруса не имели отверстий, горишни - имели стрильници.

В 30-х годах ХV век село было выкуплено у шляхтича Жеґоти и записано шляхтичу Яну Домарату из Сляткова за верную службу. Этот господин, по данным архивных источников, был зажиточный: владел многими селами, его имя часто случается в актах первой половины ХV век. Очевидно, это он пристроил церковь к восточному фасаду башни, которая превратилась на колокольню. Первый ярус ее стал выполнять функцию притвора, а второй переработали на хоры, сделав в восточной стене большой прорез стрельчатого абриса. Церковь была освящена на имя Покровы Богородицы. В плане она представляла собой ривнораменний крест с округленными рукавами и апсидой. Сооружение перекрывалось системой готических сводов. Свет полился сквозь высокие окна со стрельчатыми перемычками. Кроме входа через колокольню, были сделаны еще два - в южной и северной стенах нави. В северо-восточной части храм пристроен прямоугольную в плане ризницу. Центральный объем церкви имела высокая двухскатная готическая крыша, к нему прилегали полупалаточные крыши над северной и южной конхами.

1567 года, во время наскока татар, церковь была повреждена. Три года по тому ее отремонтировал Бернард Претвич, бывший староста Барського замка. В начале ХVИИ век Яков Претвич, отстроив на соседнем холме, с пивдня, разрушенный замок, переработал церковь на костел Благовещения Девы Марии, разрисовал, оздобивши его стенописью. Тогда же при костеле основали кляштор доминиканцив.

В период с 1734 года к третьей четверти ХVИИИ век костел испытал немалых разрушений. Восстановление его 1773 года связанная со значительными изменениями: в центральной части нави сделали новый свод, нарастили стены, розтесали и замуровали в горишних частях стрельчатые окна, устроили новые входы в боковых объемах екседр. Стены и свод разрисовал известный художник Праґтль. В башне позамуровували стрильници, прорубили большое окно во втором ярусе, а над входом сделали декоративный фронтон. Вместе с этим на одной линии со строящейся изгородью и по оси с западным входом соорудили двухъярусную восьмигранную колокольню со строящимся первым ярусом.

В начале ХИХ век выполнен внутренний ремонт костела. 1832 года его преобразовано на православный храм Рождества Богородицы. 1847 года архитект Павлов составил проект перестройки церкви, который позднее, в 1886 году кое-что изменено и, наконец, в 1890 - 1892 годах реализовано. Тогда нарастили стены боковых объемов церкви, замуровали готические прорезы, сделали новую кровлю с деревянным барабаном и низкой палаткой. В башне также надстроили два яруса, покрытые палаточным дахом.

За обсягово-розпланувальним решением церковь принадлежит к типу триконхових храмов. Давняя часть ее - колокольня - имеет сливе квадратный план (6 х 5,4 г на внутренних сторонах); каменные мури завтовшки 1,7 г. Горишни два яруса вимурувани из кирпича.

Объем церкви ХV век представляет собой почти ривнораменний крест. Внутренние размеры центральной навовой части - 8,6 х 13,6 г. Она раскрывается в апсиду и боковые екседри тремя широкими прорезами со стрельчатыми пидпружними арками. Длина апсиды 21 г, толщина каменных стен 1,9 г. Своды перекрывают наву, апсиду, екседри, а также первый ярус колокольни. Крестовые своды ризницы к нашему времени не дошли. На второй ярус колокольни ведет середстинний ход со ступеньками. В интерьере сохранились три пласта живописи, древнейший - кисти упоминавшегося уже Праґтля. На фасадах башни-колокольни кое-где есть рештки розового отиньковання (с примесями толченного кирпича). На рогах сооружения по сырому тиньку продряпани наземные линии - имитация рустов (их проявили 1966 года Ю. Нельговський и Е. Пламеницька). Исследовали церковь для разработки проекта реставрации Е. Пламеницька и А. Тюпич с участием Л. Крощенка. Церковь-замок в Шаривци - уникальная памятка строящейся оборонительной архитектуры - репрезентует тип вежового триконхового храма, генеза которого до сих пор не выяснена.

ЦЕРКОВЬ ХV-ХVИ СТОЛЕТИЙ

(урочище Монастирок под Бучачем Тернопольской обл. )

Церковь содержится за 2 км на юг от Бучача, на горе Федор, который высится над рекой Стрипою. Здесь, в важкоприступному месте, в лесной гуще, сохранились остатки давнего монастыря, от чего и самая местность достала название урочища Монастирок.

Неправильная конфигурация решток изгороди, которая правила за укрепление, свидетельствует, что на территории монастыря были и другие здания. Ворота содержались в северо-западном углу монастырского двора.

Церковь принадлежит к типу триконхових оборонительных храмов с высокой башней-колокольней. Строящаяся, стены завтовшки 1,7-1,8 г. В наву, что имеет размеры около 5,5 х 9 г, раскрываются почти ривноширока с ней восточная апсида и южная и северная (частично разрушенная) екседри значительно меньших размеров. В южной екседри есть высокое круглое окно, апсида окон не имеет. С южной стороны нави лишь два оконные прореза заввишки до 3 г, с полуциркульными перемычками. Северная стена нави, что ориентированная в сторону монастырских ворота, - без окон. Очевидно, это объясняется оборонительными нуждами. Перекрытие над навия, апсидой и екседрами не сохранились.

Основную оборонительную функцию выполняла башня, которая вивищувалася над навия приблизительно на 6 г. Общая высота ее составляла близко 15 г (без крыши). В западной стене башни был вход к храму; над ним размещались два боевых яруса, в которых было по одной стрильници в каждом по бокам башни. Ярусы соединялись между собой середстинними ступеньками. Поскольку стрильници сделаны на значительной высоте и конструктивно они предназначены лишь для обстрела далеких подходов к храму, можно предположить существования над вторым ярусом стрильниць третьего боевого яруса в виде консольной деревянной галереи для обороны близлежащей территории. Эта важная деталь дополняет реконструкцию сооружения, предложенную в "Очерках истории архитектуры Украинской ССР" (1957).

История храма неизвестная, распространенное в научных источниках датирование его ХVИ веком не аргументировано. Анализ архитектурно-конструктивных особенностей сооружения и его архаическая типология дают основания припускать, что в ХV веке храм уже существовал. Бесспорно, историю этой уникальной памятки способны выяснить лишь основательные исследования, однако их до сих пор не выполнены.

Из исторических событий, которые имели дотичнисть к монастырю на горе Федор, О. Чоловський отмечает лишь турецкое нападение 1672 года, когда храм было сожжено. На мысль Г. Логвина, именно тогда разрушен своды над навия и апсидой.

ИСТОЧНИКА

Очерки истории архитектуры Украинской ССР. - К. , 1957. - Т. И. - С. 92.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: Иллюстрированный справочник-каталог. - К. , 1986. - Т. 4. - С. 56.

Czolowski A. , Janusz B. Przeszlosc i zabytkiwojewodztwa Tanopolskiego. - Tarnopol, 1926. - С. 153.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСЬКА ЦЕРКОВЬ 1600 ГОДА

(с. Залужжя Збаразького р-на Тернопольской обл. )

Церковь построена в чрезвычайно живописной местности на высокому, покрытому лесом мысу. Ее хорошо видно от Старозбаразького замчища за 1,5-2 км на северный схид.

Как свидетельствует надпись на белокаменной плите, вмурованной над косяками южного фасада, церковь выстроил брацлавський воевода Иван Збаразький 1600 года "на месте стародавнего монастыря". Она принадлежит к тридильних безбанных храмов, распространенных на Подолье с ХИ век. Их распланирование архаическое. В частности в залуживський церкви притвор и апсида вужчи от нави. Такая структура культовых зданий на Подолье известная из первой четверти ХVИ век.

Спасо-Преображенська церковь представляет собой тип оборонительных храмов, который сложился в условиях постоянной угрозы турецких и татарских нападений на Подолье.

Архитектура церкви представляет большой интерес. К прямоугольной, приближенной в плане к квадрату (8,1 х 7,4 м) нави, перекрытой коробовим сводом с распалубками, прилегают пятигранная апсида и притвор, которые также имеют сводчатые перекрытия. Наву отделяет от апсиды аркада каменной алтарной изгороди. С притвором нава соединяется аркой. Окна нави небольшие, удлиненной формы, с лучковыми перемычками, широкими лутками извне и внутри. Благодаря их небольшим размерам нава полузатемненная.

Притвор является основой башни-колокольни, которая была приспособлена к обороне, хотя вместе с тем имела и хоры на уровне второго яруса. Для оборонительных целей служили три боевые яруса со стрильницями (уже в середине ХИХ ст. они были частично замурованные). Ныне после ремонтов их следов под тиньком не видно. Круглое оконное отверстие в восточной грани апсиды также имеет характер стрильници. Стены нави завтовшки приблизительно 1,3 г, в колокольни-башне-колокольне они достигают 1,5 г. Сперва церковь не имела куполов: наву перекрывал двухскатную крышу, возможно, с сигнатуркой. Башня-колокольня была с палаточным завершением. В конце ХVИИИ - в начале ХИХ век верхи переработали: над навия и апсидой они приобрели банястой формы и завершение в виде фонариков и маковок. Над башней-колокольней появилась крыша с заломом, увенчанный низкой палаткой. Массивные купола отыгрывали только декоративную ролю, ведь нава и апсида имели сводчатые перекрытия. На следующем строительном этапе палатка над башней заменили банястим крышей, а высоту куполов над навия и апсидой увеличили благодаря деревянным пидбанникам с окнами, которые освещали чердак над сводом. К северному фасаду пристроили ризницу. Эти перестройки церкви очень изменили первоначальный вигляд.

Интересной зацилилою до сих пор деталью сооружения является солнечные часы на южном фасаде.

О. Чоловський подает, что видел возле церкви фундаменты монастыря, о котором идеться в тексте пропам'ятной таблицы. Недалеко, на соседнем холме, тогда еще сохранялись подмуровки какого-то сооружения, которое ее этот исследователь считал за костел. Ныне решток тех не видно. Возле церкви есть лишь надмогильный крест и очень давнее поколинне скульптурное изображение чтимого в этой местности св. Онуфрия, поставленное на постамент в ХИХ веке.

ИСТОЧНИКА

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: Иллюстрированный справочник-каталог. - К. , 1986. - Т. 4. - С. 68.

Czolowski A. , Janusz B. Przeszlosc i zabytki wojiwodztwa Tarnopolskiego. - Tarnopol, 1926. - С. 157.

ОНУФРИЙВСЬКА ЦЕРКОВЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVИ СТОЛЕТИЕ

(смт Гусятин Тернопольской обл. )

Эта церковь принадлежит к типу триконхових оборонительных подольских храмов без купола над навия и строящейся оборонительной башней-колокольней над бабинцем, который було их отличительной чертой. Построенная во второй половине ХVИ век, когда сформировалась оборонительная система средневекового города, к которой входили замок и синагога. Вместе с церковью они образовывали укрепленный треугольник с ратушной площадью внутри.

Главный объем церкви св. Онуфрия - прямоугольная (около 7х9 м) нава, перекрытая коробовим сводом с распалубками. К ней с востока, пивдня и севера прилегают удлиненные, округленные в плане объемы, перекрытые конхами. Окна узкие, размещенные высоко. Толщина стен - 1,9-2,2 г. Бабинець большой, почти квадратный в плане. Его первый ярус перекрыт коробовим сводом с распалубками, без окон. Второй ярус, к которому ведут середстинни ступеньки, имеет окна. Горишний боевой ярус не сохранился. Очевидно, он представлял собой деревянную галерею по периметру башни.

Для Онуфрийвськой церкви характерные компактность объема, лаконизм и выразительность архитектурных форм, отсутствие декоративного обрамления. Некоторые историки считают, что за першовзир таких храмов правили румынские оборонительные церкви с башнями-колокольнями, которые явились в ХИV-Х сториччях.

СИНАГОГА КОНЦА ХVИ-ХVИИ СТОЛЕТИЙ

(смт Гусятин Тернопольской обл. )

Здание стоит на повышенном береге Збруча, в пределах древнейшей части города. Представляла собой трехъярусный, сведенный на почти квадратном плане объем, с близлежащими западным одноярусным и северным двухъярусным объемами, в которых были помещение для женщин и хедер (школа). Такой структуры сооружение приобрело в течение нескольких строительных етапив.

Трехъярусный объем (в плане 15,6 х 17,2 м), несомненно, представляет первоначальное ядро сооружения, которое во время, когда она построена - во второй половине ХVИ век, имела ярко выраженные оборонительные черты. Северный фасад повернут в сторону Збруча. Здесь в мурах первого яруса, завтовшки от 1,76 до 2,16 г, есть четыре пушечных стрильници (ныне ориентированные в интерьер хедеру). Предположительно на первом строительном этапе сооружение имело еще три (включительно с атиковим, где сохранились ключоподибни стрильници) боевые ярусы, на которые велели середстинни ступеньки в северо-западном углу трехъярусного объема. Ступеньки сохранились по сей день. В северной стене они перерезаны луткой одного из трех готических арочных окон северного фасада, который сделано, очевидно, на втором строительном этапе.

В нижней части окон еще в 1950-те года оставались прослидки стрильниць второго боевого яруса. На втором этапе в середине ХVИИ век (О. Чоловський датирует строительство синагоги первой половиной ХVИИ ст. , Т. Геврик - 1654 г. ) в объеме долишних трех ярусов устроили большой молитвенный зал, вследствие чего стрильници второго и третьего оборонительных ярусов розтесали на готические окна заввишки около 8 г. Молитвенный зал заввишки 13,5 г имела сводчатое нервюрне перекрытие с глубокими стрельчатыми распалубками на белокаменных резных консолях. В восточной стене зала сохранилась украшенная лепленным декором ниша для хранения Торы, перед которой был алтарь. Тогда же атиковий ярус достал декоративное обрамление (килеподибна глухая аркатура, белокаменный парапет в виде акантовой листвы, круглые башенки на рогах). В декоре ярко прослеживаются восточные мотивы. От нижней части сооружения, которое не имеет декора, атик отделяет белокаменный ґзимс. Дальнейшая строительная эволюция сооружения происходила в направлении достройки к основному триярусового объема функцийно необходимых частей: из мероприятия - одноярусной, которая на фасаде имела три щипцы барочного абриса; с севера - трехъярусной, что достигала ґзимса основного объема, закрывая готические окна. В начале ХХ столетие вид синагоги изменился: вместо барочных щипцов появилась открытая терраса с парапетом, снижено до двух ярусов северный обсяг.

Во время Второй мировая война разрушена всю западную часть сооружения, полностью уничтожен своды, а также северный двухэтажный объем хедеру. Благодаря проведению консервационно-реставрационных работ (М. Говденко) отстроен западный фасад основного объема и интерьер со сводами; западную и северную пристройки сведены одноярусными, с террасой, в архитектурных формах начала ХХ век.

Гусятинська синагога - один из шедевров еврейской сакральной архитектуры на территориях Украины.

БАШНЯ-КОЛОКОЛЬНЯ НИКОЛАЕВСКОЙ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ

КОНЦА ХV - НАЧАЛА ХVИ СТОЛЕТИЙ

(Каменец-Подольский Хмельницкой обл. )

Это оборонно-церковное сооружение - башня-колокольня армянской церкви Святого Ниґола - не имеет аналогов в Украине. Размещенная на террасе, которая поднималась над большой территорией Старика города, п'ятиярусна колокольня заввишки 37 г была прежде всего оборонительной башней - совершенной огневой позицией, из которой простреливались практически все зоны южной части Каменца.

Временами постання колокольни следует считать конец ХV столетие - период первой основательной реконструкции церкви Святого Ниґола (1495 г. ). Тогда в городе за фортификационной программой, предложенной 1463 года польскими военными специалистами Яном Тенчиським, Держиславом с Ритвян и Анджеем Одровонжем, активно вели фортификационные работы, строили оборонно-гидротехнический комплекс Польских и Русских ворот, реконструировали городские укрепления. Сооружение в южной части каньона, на березе Смотричу, Русских ворота нуждалось в дополнительной огневой позиции на горишний террасе. Поэтому появление армянской башни-колокольни следует рассматривать в контексте оборонительной программы города, которая формировалась в этот час.

М. Бжшкянц переповедает фрагмент церковной хроники о сооружении колокольни: "Собрался единодушный господа судьи и постановил выстроить одну строящуюся колокольню для этого храма. И собрался вместе весь народ - большие и малые, и начали строить, полагаясь на помощь Господа: помогая кто деньгами, кто лично, кто конями, кто волами, кто собственной силой - и звершили. . . " В пропам'ятному записи церкви сказаниный, что епископ Хачатур подарил "один большой и замечательный звон", другой звон подарил господин Григор, который продолжал строительство колокольни. В более поздний документах колокольню называли "Юначою": под 1615 роком в актах армянского вийтивського суда упомянуийый, что "было сделано заново вал вокруг колокольни церкви Святого Ниґола, а именно Юначой колокольни. . . " Очевидно, к ее строительству имели отношение члены юначого церковного братства.

А впрочем архитектура башни была нетипичный для армянских колоколен. И хотя градостроительная концепция размещения колокольни отдельно от храма подражала принципам композиции армянских ансамблей, оборонительная программа города отразилась на архитектурном решении сооружения, в котором преобладают черты подольской архитектуры. Почти квадратная в плане (11 х 10,7 м), с глухими массивными стенами завтовшки в первом ярусе 2,67 г (10 армянских футов) и в предпоследнему четвертому 2,03 г, она за габаритами плана была сливе идентичная башням-колокольням кам'янецьких оборонительных триконхових церквей - Йоано-Предтеченськой (11,5 х 10) и Тройцькой (11 х 10 м). Высота колокольни - 23 г к венечному карнизу - также приближалась к высоте башен-колоколен (20-21 м) украинских церквей. Помещение первого яруса армянской колокольни представляет в плане квадрат 5,2 х 5,2 г (20 армянских локтей), перекрытый крещатому сводом; в восточной стене, не выступая за внешний периметр, устроена полукруглая апсида, перекрытую конхою. Это помещение является маленькой часовней с отдельным входом через небольшой прорез на южном фасаде, отороченный скромным рустованным порталом ренесансового характера. Прорез соединяется с помещением первого яруса прямоугольным в плане тамбуром, сделанным в толще стены.

За характером белокаменного окаймления отмечается большой оконный прорез в апсиде - со стрельчатой перегородкой и сложным профилем; этот тип облямовань характерный для армянской архитектуры ХИ столетие (Санайн) и вместе с тем, за характером кривой и габаритами (1,24 х 2,95 м), приближается к порталу главного входа к Русько-польського магистрату на Рынке (1,45 х 2,7 м). Позднее переработанный на окно, этот прорез в восточном фасаде, отороченный белокаменным готическим порталом, первоначально был входом к колокольне. На второй ярус колокольни вел середстинний ход, куда попадались через низкий (1,5 м) прорез с порталом простой формы на южном фасаде, поднятый на высоту 1,5 г. К нему вдоль фасадной стены велели строящиеся ступени. Этот прием устройства коммуникации с горишними ярусами известный в армянских колокольнях Ахпата и Санайна. Перекрытие между первым и вторым ярусами колокольни, как и высших ярусов, первоначально было деревянное, по балкам. От них во втором ярусе до сих пор остались гнезда, в горишних - обрезы стен. Свод между первым и вторым ярусами появилось в ХVИИ столетии после того, как первый ярус колокольни переработали под часовню.

По перессказам, часовня устроена 1633 года из фундаций какого-то богатея, который жил на той самой улице и волив со своего дома слушать церковную службу. Г. Бжшкянц сообщает, что возле входа к колокольне была фундацийна плита с изображением распятого Христоса и двумя мужскими фигурами в восточной одежде обабич, что стоят навколишки, углубившись в молитву. Надпись под изображением свидетельствовал, что часовню основал 1633 года армянин Пирзаде, искупая свои вины, как обет у имени душ своих жен Марухни и Турванди. Плита, которая, согласно сведениям М. Бжшкянца, была разбита за турецкой займанщини, до сих пор не сохранилась.

Высота второго и следующих ярусов колокольни соответственно составляла 5,5 г, 3,6 г, 5,6 г. В ярусах прорезы были сделаны по одном на оси каждого фасада. Во втором ярусе помещения освещалось стрельчатыми окнами. Третий и пятый ярусы были боевыми, с пушечными стрильницями, щеки которых расширялись наружу. Ярус звонов был четвертым; здесь в каждой стене было по одном большому прорезу с пивциркульними арочными перегородками, отороченными рустованными архивольтами.

Особой архитектурой на начальном этапе строительства отмечался пятый, горишний ярус башни-колокольни церкви Святого Ниґола - с четырьмя консольно размещенными на рогах круглыми вежками-бартизанами, увенчанными изысканной формы маковками. На две трети своей высоты вежки были в пределах строящегося объема колокольни, вместе с тем верхняя часть их поднималась над венечным карнизом. Консольное решение бартизанив объясняется тем, что в их поле были прорезаны стрильници для подножного боя - машикули. Благодаря этом оборонце, не изменяя позиции, имели возможность обстреливать окраины через стрильнички в стенах и подножие колокольни через машикули. По верху стен колокольни, между бартизанами, вероятно, также был сделан ряд машикулив. Это отвечало назначению горишнього яруса, который выполнял только оборонительную функцию.

Устройство 1633 года часовни в первом ярусе колокольни обусловило частичную перестройку церкви. Готический портал на восточном фасаде переработали на окно, замуровав его нижнюю часть, а широкую камеру дверного прореза заменили апсидой с конхою. Вход к часовне сделали на южном фасаде, рядом со строящимися ступеньками, которые вели на второй сверх. В толще стены устроили тамбур завширшки 2,3 г. Над первым ярусом сделали крещатый свод. От первоначального деревянного перекрытия остались только гнезда деревянных балок на равные подлоги второго яруса.

Часовня Святого Степаноса имела мальовання. Фрагменты их проявили реставраторы 1975 года на стенах, своде, конси и в лутках восточного окна. Среди мальовань - орнаментальный фриз в виде меандровой полосы и черной ленты в облямованни красных полос, орнаментальные мотивы с растительными элементами, изображение янголив и святых, библейские сцены, а также жанровые светские сцены на фоне средневекового города. Персонажи жанровых сцен - мужчины, женщины, духовные лица, воины - имеют типу армянские черты лиц. Мужчины - с усами и бородами, в восточных главных уборах и строях. Особенно интересные архитектурные мотивы, где изображен укрепленный город с мурами, башнями, колокольнями и домами, фрагменты интерьеров и фасадив.

В конце ХVИИ столетие, во время турецкой займанщини, армянскую церковь Святого Ниґола разрушили. Испытал повреждений и горишний ярус колокольни с вежками-бартизанами.

В ХVИИИ столетии церковь, которой к тому времени владела уже униатская община, отстроили. Тогда же починили и колокольню. Эти работы провел известный архитект Ян де Витте - строитель львовского доминиканского костела Божьего Тела. Наследуя давнюю оборонительную традицию, Ян де Витте восстановил горишний ярус башни-колокольни с краеугольными башенками, но уже не за типом накриттевих бартизанив, как это было за средневековье, а как оборонно-наблюдательные позиции, которые архитектурно лишь напоминали о бывшем виде сооружения. Горишний ярус вимурували из тесанных белокаменных блоков. Отличие между монолитным мурованням из тесанных белокаменных блоков в горишньому ярусе и звитреною поверхностью стен долишних ярусов с обычного необработанного известняка заметная простым глазом. Башенки со стенами завтовшки 0,27 г, размещенные на рогах ґзимса, который имел большой вынос и препятствовал обстрелу близких происков, уже не отыгрывали ни одной оборонительной роли. Большинство историков, однако, до сих пор по ошибке считают их первоначальными элементами оборонительной колокольни. В 1974 - 1982 годах колокольня реставрирована (архитект - А. Тюпич, художник А. Мармпольський). При реставрации за основу было взято архитектурное решение ХVИИИ столетие.

Cписок использованной литературы

Винокур И. , Хотюн Г. Каменец-Подольский государственный историко-архитектурный заповедник. - Львов, 1986. - С. 76.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР: Иллюстрированный справочник-каталог. - К. , 1986. - Т. 4. - С. 137.

Пламеницька Е. , Винокур И. , Хотюн Г. , Медведовський И. Каменец-Подольский: Историко-архитектурный очерк. - К. , 1968. - С. 85.

Тюпич А. , Хотюн Г. Армянские сооружения Каменца-Подольского // Второй международный симпозиум по армянскому искусству. - Ереван, 1978. - Т. ИИ. - С. 428 - 429.

Халпахчьян О. Х. Сооружения армянской колонии в Каменец-Подольском // Архитектурное наследство. - Москва, 1980. - №28. - С. 145.

Chszaszczewski J. Koscioly ormianskie na Podolu // Sztuka kresow wschodnich. - Krakow, 1988. - Т. ИИИ. - С. 71.

Vasary S. Armeno-Kipchak parts from the Kamenets Chronicle // Akta Orientalia Hungarica. . - 1969. - ХИИ. - П. 142.

ПУ № 1-2, 2001 г.