Категория "возвышенное", "героическое", "низкое"


В качестве основных эстетических категорий выступают прекрасное и уродливое, визвишене и низкое, драматизм, трагическое и комичное, героическое и тому подобное.

Категории эстетики раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре и быту и тому подобное.

В определении категорий эстетики присутствующая как объективная, так и субъективная сторона эстетического освоения. Если к объективной можно отнести научное мышление, которое опирается на общие логические законы и формы мышления, то субъективная сторона - это эстетические ощущения, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы.

Эстетические категории выступают в качестве своеобразных мерил, согласно которых можно делать оценку прекрасного. Еще сызвека большие мыслители брались разрабатывать основные эстетические категории. Искали формулировки, которые бы давали возможность более четко определить, что такое прекрасное, которые есть качественные и количественные формы его проявления, которое выступает в качестве антипода прекрасному, высокому.

Возвышено - эстетическая категория, которая выражает сущность явлений, событий, процессов, которые владеют большой общественной значимостью, что влияют на жизнь человека, на судьбе человечества. События и явления, которые оцениваются как возвишени, эстетически воспринимаются человеком как противостоящее всему заземленному, примитивному, будничному. Возвишене вызывает у человека особенные ощущения и переживание, которое поднимает его над всем примитивным, ведет человека на борьбу за высокие идеи. Возвишене тесно связано с прекрасным, также выступая в качестве воплощения эстетического идеала.

Если прекрасное несет в себе человеческую меру, то усилено - это превышение меры, то есть возвышено - это то, которое поражает человеческое представление силой или масштабом своего проявления. Возвышено - колоссальное, могучее, что превышает возможности современного человечества.

Категория возвышенного в отличие от категории прекрасного не получила развитию в античной эстетике. Если она близко к этой категории рассматривались античными авторами, то только в связи с риторическими стилями. Так, например, в трактате неизвестного латинского автора Псевдо-Лонгина "О возвышенном" эта категория рассматривается преимущественно в связи с риторическими приемами.

Впервые исследование, посвященное проблемам возвышенного, выходит в Англии в 1757 г. Его автором был английский философ Эдмунд Берк («Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного»). Берк опирался на традицию сенсуалистичной эстетики идет от Дж. Локка. Берк считает, что наши суждения о красоте основаны на опыте, в основе чувственного опыта лежат два вида аффектов : аффекты, связанные с общением, и аффекты, связанные с самосохранением (страх, ужас, удивление, увлечение), именно они порождают чувства возвышенного. Берк сопоставляет возвышенное с прекрасным. Прекрасное основано на чувстве удовольствия, возвышенное недовольство. Берк стремился довести абсолютный контраст прекрасного и возвышенного, доводя что из уродливое полностью совместимое с идеей возвышенного. В английском эстетическом уме категория возвышенного получила большее распространение.

Дальнейшее развитие категория прекрасного получает в эстетике Иммануила Канта. И Кант который сопоставил эти две формы эстетического отмечал, что прекрасное доставляет наслаждение само по себе, то возвышенное делает приятность, только будучи осмыслено с помощью идей ума. Бурный океан не является возвышенным сам по себе, душа должна быть выполнена глубокого размышления, чтобы созерцая его проникнуться чувством возвышенного. Потому что влияние возвышенного не непосредственный, а переламывается через ум, то в отличие от прекрасного, которое в природе оказывается только в предметах формы, которые отличаются совершенством, чувства возвышенного может порождаться и предметами бесформенными хаотическими.

Ф. Шиллер анализируя чувства возвышенного выделил в нем три составных части. Во-первых, явление природы как сила, которая неизмеримо превосходит человека. Во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности к сопротивлению. В-третьих, отношение ее к нашей моральной личности к нашему духу. Таким способом чувства возвышенного возникает в результате действия трех последовательных представлений : объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального преимущества.

Категорию возвышенного обстоятельно рассмотрел А. Шопенгауер. Но предлагал представить себе бурное волнение в природе, пивморок от грозовых туч; огромные нависшие скалы, что, тиснячи закрывают горизонт, пустынную местность, стоны ветра, который несется по ущельям, . . . перед нами четко проступает наша зависимость, наша борьба с враждебной природой, наша сломленная воля; но до тех пор пока наверх не возьмет ощущения личной опасности и мы находимся в эстетическом созерцании, сквозь этот образ сломленной воли пересматривает чистый субъект познания, спокойно и невозмутимо познает идеи тех явлений, что грозные и страшные для воли. В этом контрасте и заключается чувства возвышенного. Другой пример: когда мы погружаемся в рассуждение о бесконечности мира в пространстве и времени, когда думаем о прошлых и будущих или тысячелетие когда в ночном небе нам появляются бесчисленные миры и неизмеримость мира пронизывает наше сознание, то мы чувствуем себя мизерно малыми, призрачными затерянным, словно капля в океане. Одновременно против этого призрака нашей незначительности восстает непосредственное сознание того, что все эти миры существуют непосредственно в нашем представлении, что мы способны осознавать своя незначительность, что гнетущая нас бесконечность заключена у нас самих. Это возвышение нашего духа над незначительностью нашей собственной индивидуальности и значит чувства возвышенного.





Вернуться назад