Эстетика Киевской Руси


Новый этап развития монументальной архитектуры на Руси представляют здания "города Ярослава" в Киеве. На эти сутки древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это удостоверяет такой шедевр архитектуры, как Софиевский собор (в 1037 г. ). В архитектурно-художественном ансамбле Софий особенную роль играло внутреннее снаряжение. Разнообразие мозаик, фресок, столбы, арки, откоси оконных пройм — все это поражало пышностью. По примеру Софий Киевской возводились одинименные соборы (1045-1050 гг. ) в Полоцке и Новгороде. В Чернигове за велением брата Ярослава Мудрого Мстислава был построен Спасский собор, который имел сходство с Десятинной церковью.

Во второй половине XI ст. культовое строительство получает распространение во многих древнерусских городах. В это время основываются монастыри и именно в них возводятся новые каменные храмы. В Киеве — это соборы Дмитриевского, Михайловского, Видубицького, Печерского, Кловського монастырей. Первым образцом монастырского храма был Успенский храм Печерского монастыря (1078), строили его греческие мастера. Владимир Мономах построил похожий храм в Росту. В Киеве близкий к Успенскому был Михайловский Золотоверхий храм (1108р. ). В Северной Руси в XII ст. приобрели значительное развитие Киевская, Черниговская и Переяславская архитектурные школы. Характерными достопримечательностями этого периода является храм Федоривського монастыря (в 1131 г. ), церковь Богородици Пирогощи (в 1132 г. ) на Подоле, Кириливська (в 1146 г. ), Васильковская (в 1183 г. ) церкви в Киеве; Юрийвська (1144р. ) в Каневе; Борисоглибський (в 1128 г. ) и Успенский (40-ви годы XII ст. ) храмы в Чернигове. Близкой к архитектуре Киева и Чернигова была архитектура Володимира-Волинського с известным Успенским (Мстиславовим) собором 1160р. Также центром архитектуры княжеской Руси был древний Галич.

Монументальные сооружения Галичины сведены из светло-серого известняка. За Ярослава Осмомисла формируется княжеский двор, в который входил белокаменный Успенский собор (1157р. ). Во время раскопок в Галичьи найдены остатки 10 церквей, а единственная, что сохранилась до наших дней, церковь св. Пантелеймона (1200р. ), и на ней видим влияния романской архитектуры соседних стран (Польши, Моравии и Венгрии). Летопись свидетельствует, что в Холми местным зодчим и резчиком Авдием была возведенная церковь св. Иоанна. ее фасады украшали скульптурные маски, цветная роспись, позолота, вставленные витражи.

Кроме Холма, традиции галицкой белокаменной архитектуры развились во Львове, где в конце XIII ст. и в начале XIV ст. были построены церкви св. Ануфрия, св. Пятниц и св. Николая.

В конце XII — поч. XIII ст. монументальная архитектура Руси обогатилась осложнением внешних форм.

В Киеве и на Киевщине были возведенные храмы — Трехсвятительский (1189р. ), св. Василия (1190р. ) в Овруче, Апостолов (в 1197 г. ) в Белгороде. Некоторые из них, по мнению исследователей, построил киевский архитектор Петр Милониг. Новый архитектурный стиль более наивыразительно проявился в П'ятницький церкви (поч. XIII ст. ), что в Чернигове.

В искусстве Киевской Руси, рядом с архитектурой, значительный расцвет приобретает монументально-декоративная живопись. Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоту. Византийская живопись распространилась в Киевской Руси в X ст. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Отделка Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу. Мозаики Десятинной церкви не сохранились, а от фресок остались лишь обломки.

Мозаики и фрески Софиевского собора в Киеве принадлежат к самым выдающимся достопримечательностям украинского и мирового искусства. Уцелела лишь треть всей живописи (260 м2 мозаик и близко 3000 м2 фресок). Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Фрески имели как религиозный сюжет, так и полностью светское содержание.

С середины XII ст. в самостоятельных княжествах — Киевском, Черниговском, Переяславском, Галицком и Волынском — создаются местные самобутни художественные школы. Фресковая роспись полностью заменяет настенную мозаику.

Рядом с монументальной живописью на Руси развивается иконопись. В конце XI ст. сложилась киевская школа иконописи. Выдающимся иконописцем Киевской Руси был Алимпий Печерский. Среди икон XII ст. привлекает внимание икона "Ярославская оранта" — одна из самых давних, посвященных Деве Марии. Исследователи относят ее к киевской школе. В XII ст. в связи с постоянной внешней угрозой нашествия кочевников особенно близкими живописи были идеалы военной доблести. Распространения приобрели икону "Ге-воина" оргии, "Дмитрия Солунського", "Архангела", или "Ангела-Золоте Волос". В этот период появляются иконы с изображением первых русских святых — Бориса и Глеба. Традиции Киева распространяются на иконописные школы Га-лицько-волынского княжества и других русских земель. Примером может быть икона "Волынской Богоматери" (ХИП ст. ), выявленная на Волыни в Покровський церкви г. Луцка.





Вернуться назад