Кафедра св. Софий в 1920 - 1940 годах


Лишь с началом украинских освободительных соревнований 1917 - 1919 гг. и со времени создания украинского независимого государства стали возможны более глубокие опыты св. Софии Кийвськой, которыми руководил с 1917 года Центральный Комитет Охраны Достопримечательностей Древности и Искусства в Киеве, а из 1918р - Всеукраинская Академия Наук. В течение этого времени осуществлялось детальное фотографирование храма св. Софий (внешне и внутри). Очень ценные фотографии выполнили Н. Негель, С. Аршеневський, М. Макаренко и Ю. Красицький.

Катедра св. Софий испытала достаточно большие повреждения во время русского нападения на Украину, а именно - в начале 1918 года, когда росийсько-большевицьке войско под командой Муравьева, подступив в Киев, стало беспощадно разрушать его пушечными зарядами. Московские нападающие не посчитались даже с тем, что правительство Украинской Народной Республики объявило город свободным (учитывая его драгоценные архитектурные достопримечательности) и оставил Киев.

Пушечный огонь, преднамеренно большевиками направлен на самые выдающиеся старинные строения столицы (круг 200 - 250 пушечных попаданий), разрушил до основания драгоценные коллекции из украинского искусства вместе с домом президента УНР - проф. М. Грушевского, коллекции архитекта В. Кричевського (отца) и др. Следствием обстрела были ужасные повреждения в районе старокняжого Киева и на Печерском. Из нескольких десятков зарядов, которые разрывались на старинных стенах Золотых ворот, в районе Десятинной и Андреевской церквей, на стенах Михайловского манастиря и тому подобное, несколько попало в кол. Трапезную церковь Софийского манастиря, в Софийскую звонницу и катедру св. Софий. Один из зарядов попал в стену давнего алтаря катедри. К счастью, мозаики уцелели, хоть местами повидставали от стены и часть осыпались. Во время повторного большевицького обстрела (в октябре в 1919 г. ) пушечный заряд пробил захидню стену над хорами.

В начале советськой власти непосредственную научно-доследственную работу при катедри св. Софий продолжали такие институции, как Софийская Комиссия Всеукраинского Археологического Комитета Всеукраинской Академии Наук, Музей Архитектуры Всеукраинского Музейного Городца и Центральная Краевая Инспектура для охраны достопримечательностей искусства. В это время также выполнялись фотографирования катедри И. Моргилевським, Д. Демуцьким, М. Скрипником да и. Сталинським. Следствием настойчивой и плянованой дияльности этих заведений, с помощью государственных ассигнований и частных пожертвований, проведен ремонт храма и укрепление его захидньой стены, которая была пробита пушечным зарядом во время обстрела Киева в 1918 г. большевиками. Кроме того, частично отчищено из-под масличного замалювання XIX стол. давние фрески, промыты и укреплены мозаики, закреплены тинк с фресками в хрищальни и тому подобное. (Эти работы осуществлял маляр М. Бойчук в 1919 г. ). Вместе с этим осуществлялись работы над исследованием первобытной архитектуры храма (зондаж и частичная очистка от внешнего плетню стен), детальные обмеры, реконструкция давнего пола и др. Одновременно налаживается издания отдельных статтей и больших разведок о храме св. Софий.

Однако рядом с научно-доследственной работой все крепнущая советська власть упрямо осуществляет свои агитационно-антирелигиозные наставления. С 1934 г. службы Божьи в св. Софий запрещены. Советськи официальные путеводители-инструкции говорят о причине этого совсем недвусмысленно, а именно:

". . . на протяжении многих течение собор был не только центром религиозного обдуривания масс, но одновременно и контрреволюционньйм кублом, где были сконцентрированы все черные силы реакции. . . "

И дальше:". . . Во время великой октябрьской социалистической революции попы проводили в Соборе агитацию против коммунистической партии, советской власти, провозглашая многолетия власти украинской буржуазии - Центральной Радо".

Или". . . в 1920 г. в Соборе была основана автокефальная церковь, где петлюровские офицеры в рясах проводили свою подлую работу, направленную на отрыв Советской Украины вот Советской РОССИИ".

Следовательно, боячися именно последнего, большевики от "Имени трудящихся масс" и за постановлением партии и правительства позбавлюють св. Софию ее прямого назначения, превратив ее в государственный архитектурно-исторический заповедник - "Софийский музей", где научно доследственная работа плотно сочетала с агитационно-антирелигиозной.

После официального закрытия служб Божьих в Софийской катедри (а также почти во всех храмах и монастырях Украины), духовенство Украинской Автокефальной Православной Церкви во главе с бл. п. митрополитами Василием Липкивським и Николаем Борецьким было заслано на далекие каторжные работы или и физически уничтожено как "носителей религиозного дурмана". В течение короткого времени было репрессировано двух митрополитов, тридцать епископов, тысячи священников и десятки тысяч верных. Рядом с этим советський правительство начало конфисковать самые ценные церковные вещи из храма св. Софий (как и вообще из всех храмов и музеев Украины). Изъятые (будто для потребностей индустриялизаций СССР и на помощь голодающим Поволжье) церковные драгоценности випродувалися властью за границу, а золоте и серебряные вещи, среди которых были по большей части высокохудожественные произведения, перетапливались на слитки "Цветного металла". Сопротивление научных и музейных рабочих этому неслыханному вандализму ничего не помог, а привел к страшным репрессиям. Украинские искусствоведы - профессора Ф. Ернст, Д. Щербакивський, М. Макаренко и др. заплатили за это сопротивление своей жизнью, а много других было репрессировано. На их место были назначенные люди из коммунистической партии. Остальные запуганные музейные рабочие уже не отвешивались защищать своих художественных сокровищ, и вследствие этого погиб драгоценный сборник вещей из софийской архиерейськой ризницы (т. зв. скарбця), в которой находились такие высокостоимостные реликвии, как:





Вернуться назад