Людвиг ван Бетховен


В истории европейской культуры французская буржуазная революция 1789 года свидетельствовала о начале новой эры. Идеи революции непосредственно влияли на все сферы духовной жизни : эстетику, литературу, искусство. Для музыки, как и для других областей искусства, французская буржуазная революция стала рубежом, от которого берет свое начало музыкальная культура нового времени.

Германия ИИ половины ХVIII века переживает расцвет своей классической философии, литературы, искусства. Среди передовых имена Канта, Гегеля, Миллера, Гете. В этом же ряду глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен. Особенно Бетховен. Художник, который стоял на грани двух эпох. Его творчество опиралось на многовековой опыт и богатые национальные традиции. Но, возникши и сформировавшись в революционную эпоху, она раскрывала драматизму борьбы и радость победы; обращалась к миллионным массам людей.

"Музыка должна викрисати огонь из человеческих сердец", - говорил сам композитор. Творчество для него - высшее назначение; средствами искусства он должен передать миру пламени любви к людям, к свободе. Бетховен верил у осуществления своих идеалов, и мечт о будущем зазвучали в его музыке как призыв к действию. Цель своего искусства он видел в служении человечеству, а действительность заставляла его обслуживать узкий круг аристократов; воспевая любовь и счастье, сам он остался без обычных человеческих радостей.

Людвиг Ван Бетховен родился в семье музыкантов (и дед, и отец будущего композитора были придворными музыкантами) и уже в раннем детстве проявил свою одаренность. Сначала музыкальные занятия Бетховена проводились бессистемно и изменились только с появлением в Бонне нового директора придворной капеллы Християна Нефе. Один из передовых людей в свое время, Нефе стал настоящим наставником и учителем Бетховена. Под руководством Нефе Бетховен изучал гармонию, совершенствовал игру на органе. Нефе пробудил у своего ученика интерес к творчеству Й. Баха и Генделя, помог ему найти самостоятельную оценку разнообразным явлениям музыкальной жизни, интерес к проблеме культуры, этики, эстетики.

Бетховен берется за изучение истории, литературы, философии. Новый мир раскрывает перед ним немецкая поэзия и литература, он увлекается Миллером, Гете, Шекспиром.

Так постепенно формируется мировоззрение юного музыканта, его отношения к миру, к человеку, к самому себе. Особенное влияние на него имела французская буржуазная революция 1789 года. Ее идеи глубоко проникли в его сознание. Убеждение о равенстве всех людей, ненависть к притеснению человека человеком, отрицание социального неравенства - вот принципы, которым Бетховен остался верным навсегда.

Разнообразие работ, которые выполнял Бетховен, способствовало широким знакомствам Бетховена в кругах боннской интеллигенции и любителей искусства. За короткое время Бетховен становится знаменитой фигурой в музыкальном мире города, часто играет для местной аристократии.

Но растущая духовная и профессиональная зрелость пробуждала чувство неудовлетворения провинциально ограниченной жизнью Бонна. Бетховен мечтает о признании наибольших музыкантов, о занятии с Моцартом. И преодолев разнообразные трудности, Бетховен переезжает в Вену.

Моцарт, захваченный работой над "Дон-Жуаном", все же выслушал незнакомца. "Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе", - так отозвался Моцарт о юном Бетховена. Однако болезнь и смерть матери заставила Людвига вернуться в Бонн и стать главой семьи, заботиться о младших братьях. Пребывание в Бонне затянулось, а Бетховен так мечтает об изменении обстановки, о жизни в крупном городе, полной новых встреч и впечатлений.

Возвращаясь из Лондона в Вену, на несколько дней в Бонне остановились Йозеф Гайдн, которому и представили Бетховена. Заинтересован произведениями боннского музыканта, Гайдн обещает ему свою помощь и рекомендует ехать в Вену. В это время Бетховен был автором пятидесяти произведений. Уже в боннский период проявились в его произведениях такие черты как динамизм, целенаправленность, энергия и составились основы мировоззрения, этичные и эстетические принципы, которыми он руководствовался в дальнейшей жизни.

Осенью в 1792 году Бетховен переехал в Вену. Окончилась пора юности, наступил новый этап - восхождение к зрелости.

Среди виртуозов Вены Бетховен быстро занял одно из первых мест. Характер исполнительского Бетховена был совсем новым. Он создал монументальный и героический стиль, обращенный к широким массам.

Для укрепления своей теоретической подготовки и композиторской техники Бетховен обратился к самым авторитетным педагогам: Гайдна, Альбрехтсбергера, Сальери. Первым его учителем в Вене был Гайдн. Он оценил масштабы бетховенського таланта, но чувствовалась разница в миропонимании композитора XVIII век и представителя молодого поколения. Успешнее были занятия в Cальери. Вклад венских педагогов в музыкальное образование Бетховена был значительным и реально ощутимым: 19 фортепианных сонат, 3 концерта для фортепиано с оркестром, 2 симфонии, 6 струнных квартетов, фортепианные и струнные трио и много других произведений. Кристаллизация черт бетховенського стиля, который происходит в этот период, подводит к зрелому творчеству, которое ознаменовывает Третья, Героическая, симфония.





Вернуться назад