МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ТЕРНОПОЛЬЩИНЫ

Главная - Культура - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР ТЕРНОПОЛЬЩИНЫ

Музыкальная культура Тернопольщины имеет свою давнюю историю, которая формировалась в течение многих веков на поприще прародины славян, - в Западном Подолье (восточная Галичина) и в Южной Волыни. Ее история, как показывают археологические данные, отмечается преемственностью традиций, следующей культуры, отсутствием глобальных общественных катаклизмов, которые могли бы прервать культурное развитие.

Как показывают образцы традиционной культуры, в частности календарно-обрядовой, на Тернопольщине доминирует протоукрайнський (славянский) субстрат с незначительными примесями среднеазиатского (кимерийци) и иранского (скифы, сарматы). Последний расширил спектр дохристианских верований, связанных из багатобожжям, а также с сферой поколения разного рода фетишам и тотемам.

В период средневековья музыкальная культура Тернопольщины как составляющая всей западноукраинской была обозначена влияниями литовско-польского, а позже австро-венгерского субстратов, которые оставили определенный след в ее народном и профессиональном аспектах.

Музыкальную культуру Тернопольщины складывают таких четыре компоненты, как народная, церковная, любительская и профессиональная народная культура.

Самой давней из них является традиционная народная культура, которая берет свои начала из раннего этапа формирования общества. По утверждению украинских ученых-музыковедов, самые давние ее формы сохранились из периода трипольской культуры (IV - III тысячелетия к нашей эре), то есть с того времени, когда наши предки начали тотально заниматься земледелием. Наилучшим доказательством этого является календарно-обрядовый фольклор, сюжетика и образная система которого почти полностью сохранились из того времени. Собственно он (фольклор. - О. С. ) был основой и сущностной частью обрядовых действ, которые через потерю мировоззренческих представлений на природу частично забылись, а оставили лишь основной смысловой код для понимания роли этих песен в давних торжествах. Нет сомнения в том, что из тех старинных праздников состояли более поздние народные обычаи, игры и забавы, окрашенные христианской символикой, которая в большей мере, непротиворечащий последний, а лишь ее взаимодополняет. Это особенно касается наибольших двух годовых календарных праздников - Рождества и Пасхи.

Среди годового календарно-обрядового цикла Тернопольщины наиболее сохраненным до последнего времени оказался зимний. Его складывают такие праздники, как Андрея, Николая. Рождество, Новый год и Йордан.

На Тернопольщине зимний календарно-обрядовый цикл открывает свято Андрея (местные жители говорят "Андрея"). Оно принадлежит к найрудиментальниших в целом цикле. Ведь, это праздник инициирует все следующие, в частности рождественские.

Свято Андрея по своей сути является своеобразным предвестником рождества (рождение) всего сущего, так как его основными атрибутами-знаками являются вода и огонь (вспомним разного рода заказывания на воде и на огне-свече), а особенным его символом-знаком является "калета" - прообраз будущего новорожденного солнца.

К сожалению, до нашего времени сохранилось очень мало андреевских песен которые выступают, скорее всего, в форме речитативных заказываний - тех первобытных песенных прототипов, которые позже сформировали строфическую песню. Самой распространенной на Тернопольщине является следующая андреевская песня:

Андрею, Андрею,

Я коноплю сею,

Спидницев волочу,

Потому что отдаваться хочу.

Этот, своего рода, эротичный мотив как раз и инициирует будущее рождение двух животворчих начал - света (огню) и воды.

Следующим в зимнем цикле является свято Николая. Его особенно любят деть за принесенные им подарки, а старшие - за чудотворство и благотворительность. Святой Николай, который долгое время был епископом в Мирах (провинция Ликия, в Малой Азии), после смерти получил название большого чудотворца и благодетеля (к недавна его образ находился почти в каждой хате). Через то, он значительно больше чем другие святые воспет в народном творчестве и восхвален в христианском богослужении.