Элементы хорового звучания

Главная - Культура - Элементы хорового звучания

План

1. Ансамбль и его виды.

2. Значение ансамбля в хоре.

3. Виды ансамблей.

Хор есть коллектив, который имеет своей целью петь вместе, совместно. Отсюда заключается специфическая особенность хорового пения - общее звучание отдельных певцов хора в одном, общему целому, что и зовется ансамблем.

Ансамбль слово французское (ensemble - вместе, целое, согласованность); оно выражает понятие об общем, коллективном труде. Каждый коллективный труд может быть разных квалификаций относительно своей организованности - от не настроенного и малопроизводительного к четкому, точного и высокопроизводительного.

Под ансамблем высокого мастерства надо понимать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, сжатость и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов, следствием чего будет сочный, насыщенный, красочный, полноценный унисон - каждой партии, а совершенные унисоны партии дадут замечательное, уравновешено гармоническое созвучие.

Первобытным элементом хорового ансамбля является так называемый ансамбльный звук. Это звук определенной высоты, воссоздаваемый несколькими певцами. Он может быть двух родов: унисонный и гармонический. Унисонный ансамбль мы имеем в единогласном хоре или в звучании отдельных партий хора.

Гармоничный ансамбль - это спивання аккорду несколькими певцами, или хоровыми партиями.

Если на каждый аккордовый звук приходится по и певцу, то мы становимся сольный гармонический ансамбль.

Минимальное количество певцов для унисонного ансамбля - три мужчины. В то время как один из певцов будет брать дыхание, двое других будут звучать. Наименьшее количество певцов для гармонического ансамбля - шести человек, потому что двоголосся - это первобытная стадия гармонии. Следовательно, минимальный четырехголосный хор должен складывание из двенадцати певцов.

Нельзя думать, что ансамбльный звук высокого качества, то есть слаженности - может быть легко достигнутый. Нет, для этого нужно большое мастерство, успешное приспособить звучание голоса отдельного певца к голосам других партнеров. Умение подать хороший ансамбльный звук достигается длительным, упрямым трудом и, кроме того, что главнее всего, оно требует чувства ансамбля.

Однако опыт и наблюдение все же дают возможность установить некоторые условия, которые так или иначе влияют на качество ансамбльного звука как унисонного, так и гармонического.

Достижения унисонного ансамбля способствуют такие условия: приблизительная однотембровисть голосов певцов в хоровой партии, более-менее одинаковая сила голосов, удобная текстура, правильно взяты гласные звуки, естественный нюанс, единственная вокальная культура певцов.

Правильное положение рта при воссоздании гласных очень существенно влияет на ансамбльную слитность, и качество звука как такового.

В конечном итоге как ансамбльного опыта, музыкальной и общей культуры, бесспорно, влияет на ансамбль. Удобная текстура и естественный, связанный с текстурой, нюанс - это условия настолько понятны, что никаких объяснений не требуют.

Гармоничный ансамбль, то есть уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в одно правильное, мягкое и органоподибне звукозвучання, может в известной степени регулироваться соблюдение некоторых условий. А именно: количественного и качественного равновесия хоровых групп, удобного размещения аккорда, мелодичного положения аккорда, текстуры, вида аккорда, нюанса, темпа, квалификации певцов хора и их естественных музыкальных данных.

Рассмотрим отдельно каждую из перечисленных условий.