Образование в Украине в XVI-XVIII ст

Главная - Культура - Образование в Украине в XVI-XVIII ст

Одной из характерных особенностей украинской культуры XVI-XVIII ст. есть особый интерес, который обнаруживало общество к вопросам образования.

Поскольку культура развивалась в условиях польской экспансии, столкновенье католической и православной церквей, то каждая из сторон стремилась использовать все средства для усиления своего влияния. Своеобразным результатом такого противостояния постоянная широкая сеть разнообразных шкил.

Продолжительное время основным типом учебных заведений были началу, приходские (приходськи) школы при православных монастырях и церквях. Уровень и формы обучения в них уже не отвечали требованиям времени. После образования Вещи Посполитой в 1569 г. в Украине появились иезуитские коллегиумы - по сути высшие школы, которые были хорошо организованные и финансово обеспеченные. Главным условием приема в иезуитский колледж было исповедование католицизма. Эти учебные заведения выполняли функцию окатоличивания и ополячивание украинского населения.

Несмотря на то, что много из представителей украинской элиты ориентировались, как уже говорилось, на чужую культуру и язык, обнаружились все же патриотически настроенные богатые феодалы, которые выступили инициаторами создания православных школ, которые бы не уступали иезуитским. Вообще традиции меценатства были в этот период ярко выраженными. Можно назвать имена князя Андрея Курбського, который убежал от немилости Ивана Грозного и в городке Миляновичи на Волыни создал целый культурный кружок, князя Юрия Слуцького, который в своем имении собрал многих деятелей культуры Украины, Белоруссии и др. Одним из наиболее отданных украинской культуре людей был князь Константин Василий Острожский. В 1576 г. в своем имении он открыл первый православный коллегиум, куда для работы были приглашены специалисты по ряду европейских стран. В коллегиуме изучались древнеславянская, греческий и латинский языки, а также цикл дисциплин, который назывался по традиции “семь свободных наук”: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Инициатива князя Острожского нашла многих последователей. Наиболее активными из них становятся братства, и, надо сказать, школьное дело входит в число их главных забот. В 1584 г. было получено разрешение на эту деятельность, а в 1586 г. была открытая первая братская школа в Льве. Только на Правобережье было создано возле 30 подобных шкил.

Включается в создание школ и казачество, особенно в XVII ст. Утверждение в ходе Хмельнитчины форм национальной государственности, полкового распределения, местного самоуправления вело к массовому открытию начальных школ. Своя школа действовала, в частности, в Запорожской Сечи. При этом надо подчеркнуть, что официальная гетманская власть опекалась созданием и поддержанием образовательной системы шкильництва. В своем письме один из гетьманив в начале XVII ст. писал: “Яко завше из предков своих войско запорожское звикло совершать старание... лишь бы науки или цвичення в письме святому (были у) подпори благочестие нашего”.

К началу XVIII ст. в Украине начислялись сотни школ, в частности на Левобережье свыше 1000. Практически в каждом большому селе, в городках и городах были школы. Очень хорошо дело образования было поставлено в Нежинском и Полтавском полках, где количество школ превышало количество поселений. Они отличались демократичностью уставов, в них бесплатно учили дети всех состояний, в частности и сироты.

В Европе в настоящее время формируются два по сути противоположных подходы к обучению и воспитанию. Если в Франции нашли поддержку идеи Руссо и Песталоцци о свободном развитии духовных сил и способностей человека через интерес, через игру как форму обучения, то в Германии преобладала мысль о необходимости жесткой регламентации и контроля за обучением, постоянного надзора учителей. Эти тенденции находили отображение и в Украине, которое отразилось в ходе конкурентной борьбы православных и иезуитских школ. О напряженности борьбы свидетельствуют примеры закрытия ряда братств и братских школ на западе Украины. Даже Острожский коллегиум прекратил свое существование после смерти князя Константина. Его внучка Анна-Елойза на его базе открыла иезуитский коллегиум. Львов Польша считала своей землей, и в 1661 г. правительство открыло здесь университет, первый в Украине.

Наступление езуйтив привело к перемещению центра культурной жизни из мероприятия Украины на Левобережье. В XVI ст. запорожское казачество сформировалось как отдельное состояние. До 1620 г. Брестская уния по сути потеряла свое значение в центральном регионе Украины. С помощью Войска Запорожского, его гетмана П. Сагайдачного была восстановлена православная митрополия.

Сердечником культуры в Киеве стали Печерска лавра и Киевское братство. В 1632 г. митрополитом становится Петр Могила, который провел ряд реформ, которые оказывали содействие восстановлению авторитета православной церкви: утвержденные новые правила освящения иерархов, введенная проповедь как форма богослужения, повернутые земли и помещения, которые церковь потеряла в связи с Брестской унией. Однако Могила не был реформатором в европейском значении. Наоборот, он стремился усилить влияние церкви на политическую сферу. Важную роль П. Могила сыграл и в деле развития образования. В 1632 г. на базе братской школы и школы Киево-Печерской лавры был создан новый коллегиум, который был названный его именем. В 12-основе годового курса обучения находились “семь свободных наук”. В 1-3 классах учили основ латинского языка, грамматики, а 5-после го класса ученики (спудей) должны были свободно владеть латынью вплоть до составления речей и стихов, в 8-12 классах изучали богословские науки. Классы философии включали схоластическую философию, логику, физику, метафизику, этику, математику, географию, основы наук о Земле и космосе. Это по сути было высшее светское образование. А с 1690 г. в коллегиуме сорганизовано высшие богословские студии. Учили дети всех состояний - от аристократов до казаков и крестьян. В учебном процессе использовались такие прогрессивные формы, как дискуссии, театральные спектакли, поощрение лучших учеников (спудейв), составление экзаменов комиссии (а не одному профессору), общие заходи студентов и преподавателей. Важно, что коллегиум имело общежитие, которое було редкостью к тому времени. В 1736 г. в коллегиуме учились, кроме украинцев, россияне и белорусы, а также 127 студентов из европейских стран. В 1701 г. по инициативе гетмана Мазепы коллегиума было присвоено звание академии.