Реферат из музыки СТРЕЛКОВАЯ ПЕСНЯ


Феномен песни сечевого стрилецтва, которая зринула многоголосым хором в 1915-1920 годах над миром, который курился тогда пожарищем Первой мировой войны, можно понять лишь с точки зрения национально-освободительных соревнований украинского народа. Разбуженная в огне Украина возникла неслыханные дотоди способности своих сыновей — политические, военные, экономические и художественные. Но когда по причинам силового неравенства не все задатки национального ума успели как следует развиться, так как Украина будилась окраденою в огне, то способность народа выливать свои радости, боли и надежды в песнях вибухла в годы нашего первого национального возрождения могучим феерверком, в разнообразии взблесков которого четко выделяются лирические, шутливые, минорные и трагические тона.

Стрелковая песня не имеет аналога ни в мировой, ни в украинской военной поэзии. Казацкий фольклор складывался веками, песенность русских и европейских военных формирований Первой мировой войны сводилась к маршам, потому что даже украинский военный фольклор Второй мировой войны отдает определенной упрощенностью,— только стрелковая песня, взлелеянная на казацких и народ-них традициях, сумела вобрать у себя за пять лет освободительных соревнований гром национального срыва, чар бурлескного юмора безразличных к смерти воинов, надежды на лучшую судьбу «хоть сыновьям, как ни себе» и веру в победу.

И пролетела стрелковая песня через все преграды — страха, голода, репрессий, депортаций, даже разрушение стрелковых могил — и в невредимом виде передалась нам как память и стимул к новой борьбе за национальное возрождение.

Стрелковая песня прежде всего профессиональна. Подобно, как в жанре церковной музыки работали лучшие композиторы мира, так и стрелковые песни создавались по большей части профессионалами, среди которых можем назвать таких признанных композиторов, как Леонтий Лепкий, Роман Купчинський, Михаил Гайворонський.

Но разве только композиторов? Легион украинских сечевых стрелков имел своих художников — в настоящее время всемирно-известных Льва Геца и Осипа Куриласа, письменникив-повистярив Николая Голубця и Осипа Назарука, Богдана поэта Лепкого, Юрия Шкрумеляка, Олеся Бабия, Василия Бобинського и автора знаменитого реквиема "Как вы умирали" Михаила Кураха.

Все эти талантливые люди во времена отдыха между боями и в условиях позиционной войны гуртувалися в Коте, где выдавали журналы, открывали малярные рабочие, организовывали хоры и гимназические классы для малообразованных стрелков. Сечевое войско было войском интеллигентным, и это отразилось и на песнях.

Больше всего стрелковых песен зродилося в период боев на Маковке («Упал стрелок в край зруба», «В горах гром гудит») и особенно во время позиционной войны над Стрипою, где группа стрелковых песенников создала такие шедевры, как «Гей, видно село, »Ехал стрелок на вийноньку«, »Не смеет быть у нас страху«, а уже най-бильшой популярности зажили песни, героями которых стали конкретные воины — Осип Телищак со своими любовными клопотами (Р. Купчинський, »Как из Бережан к кадры«) и легендарный четар-характерник Иван Цяпка (Л. Лепкий, »Потому что война войной«).

Однако должны из всего арсенала стрелковых песен выделить те, которые передали трагичность нашей освободительной войны,— назовем из них две, которые своей болью бередили сердца украинцев и не дали им заснуть, охладеть в течение тяжелых десятилетий. Это песня «Журавли» (Богдан и Леонтий Лепки), созданная в начале карпатской кампании и «Ой и приуныли стрелки сичовий» (Р. Купчинський), паписана во время отступления УГА перед армией Галлера за Збруч. Они обрамили боротьбу-стрилецтва и остались жить болезненной памятью и призывом к бою в наших сердцах.

Не перечислишь разрушенных современными вандалами стрелковых, кладбищ. Не перечислишь всех мест скорби. Казалось — исчезнет навеки исторический след по славному стрилецтву, Ба нет — осталось в народе то, чего убить нельзя — стрелковая песня.

Ожила она в настоящее время. В конечном итоге, не умирала никогда. Благодаря песне случилось то, во что много людей уже и не верили : вернулись к нам стрелки сичовий. Их мы увидели в концертных залах — театр «Не сокрушайся»!, на стадионах — ансамбль Остапа Стахива, на сценах сельских народных домов — концертная группа Брилинського-Биля-муки, многих других.

Где научились, откуда знают? А знают!

Это свидетельствует о важнейшем: не удалось палачам убить народную память, не удалось — даже разрушением могил — превратить нас из нации в потребительское население.

Кровь стрелковую никто не смыл и не смоет, ею навеки записалась страница нашей истории. Кровь стрелковая была запекшейся стрелковой песней в наших сердцах. А к очищенным песней сердцам нет доступа вандалам.

Будем жить и выживать. Такая судьба нашей нации — через дар памяти быть бессмертной.

Гей, наступаем мы, стрелки,

Череп горы, леса и боры,

Впоперек пиль на окольном пути,

Наступаем мы, стрелки.

Гей, всех вместе собираем,

Силу нашу соединяем,

Гей, гей, дальше мгновенно,

На Украине ладно!

Нас не напугает враждебных,

Против крисив и шрапнелив,

В кругу гранатного огня,

Украина нам одна. Гей, всех вместе, и т. д.

Гей, запорожський у нас обычай,

За Вкрайну к загибу

Совместно работай, борись, умирай

Наи засияет щастем край!

Гей, всех вместе, и т. д.





Вернуться назад