ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В 20-И ГОДА В УКРАИНЕ


После завершения гражданской войны и прихода к власти коммунистической партии, с созданием Советского Союза изменились условия развития культуры вообще в СССР, а также в Украине. Культурное развитие Украины в 20-и года - один из разительных феноменов украинской истории. Страна, которая пережила тяжелейшую войну, вынуждена восстанавливать абсолютно разрушенную экономику, которая потеряла многих выдающихся ученых, писателей (гибель, эмиграция), переживает настоящий культурный взлет, как высказался историк О. Субтельний, “многогранная вспышка творческой энергии”. Этот факт признается не только приверженцами, но и критиками советской власти. Дело в том, что революция привела в движение разные социальные силы, дала ощущение свободы, создание нового, неизведанного. Среди мастеров культуры были и горячие приверженцы новой власти, и аполитические люди, и противники большевизма, которые в развитии национальной культуры усматривали определенную альтернативу независимости, которая не осуществилась. В условиях нэпа, внутрипартийной борьбы допускались элементы демократии. Впервые за длинные годы украинская культура получила государственную поддержку.

Отрицательное отношение к советской власти, к ее политике послужило причиной значительную эмиграции деятелей литературы и искусства (В. Винниченко, С. Черкасенка, Т. Валяльщика, Д. Донцова, М. Садовського, О. Олеся). Произведения писателей-эмигрантов до недавнего времени замалчивались или искажались, они были огульно зачислены к буржуазно-националистическим, контрреволюционных. В свою очередь старая интелиґенция, в том числе и художественная, не устраивала новую власть ни количественно, ни за своим мировоззрением. Была поставлена задача воспитания, подготовки робитничо-селянськой интелиґенций, какой должны быть присущий идейность, старательность, конформизм. Культура становилась частью политики правящей партии, должна была выполнять ее социальный заказ, суровый партийно-государственный контроль стал всеохоплюючим.

Политика “украинизации”. Советская власть в области идеологии, культуры проводила политику коренизаций, которая в Украине получила название украинизации. Украинизация предусматривала подготовку, воспитание и выдвижение кадров коренной национальности, организацию школ всех уровней, учреждений культуры, издательство газет, журналов и книг на украинском языке. Проведение политики украинизации учитывало два аспекта: 1) украинизация как такая; 2) создание необходимых условий для всестороннего культурного и духовного развития национальных меньшинств. Украинизация дала положительные результаты. Если в 1928 г. удельный вес газет на украинском языке составляла 56% общих тиражей, то в 1930 г. - 89%. Уже в 1924-1925 гг. было выделено 13 национальных районов, в том числе немецкие, болгарские, польские и еврейские. Одним из центров украинизации стал Народный комиссариат образования, который возглавляли Григорий Гринько, Александр Шумський, Николай Скрипник.

При всей остроте споров, которые ведутся сейчас об оценке советского этапа украинской истории, успехи в сфере образования признаются более всего. Ликвидация неграмотности в 20-и года, роста общей и профессиональной культуры, прогресс науки обусловливались, в частности, довольно стройной государственной системой образования.

Образование. Серьезные успехи были достигнуты в ликвидации неграмотности. Активно действовало добровольное общество "Прочь неграмотность!”, к началу 1930 г. в Украине было около 30 тысяч пунктов ликвидации неграмотности с контингентом 1,6 миллиона учеников. Сразу после окончания войны делались энергичные меры из преодоление беспризорности. Широкую популярность получили опыт и идеи педагога А. Макаренко.

В 1923-1924 годах возрастали ассигнование государства на образование, которое оказывало содействие расширению школьной сети. Тогда в Украине работало почти 16 тысяч начальных и семилетних школ, в которых училось свыше 1,5 миллиона учеников. В 1926-1927 учебном году в городах и поселках городского типа возник новый тип школ - фабрично-заводская семилетка, которая давала ученикам общее и политехническое образование, готовила их к продолжению обучения в школах фабрично-заводскому ученичеству, в профшколах и техникумах. Чуть раньше были организованные трехлетние общеобразовательные школы сельской молодежи. В этих школах общее образование в объеме программы 5-7 классов объединялась с теоретическим и практическим изучениям сельского хозяйства. В 1934 г. для всего СССР было установлено несколько типов школ: начальная (1-4 класса), семилетняя (1-7 классов) и средняя (десятилетняя). Было введенное обязательное начальное образование.

В Украине развивалось и среднее специальное образование (профессиональные училища и техникумы). Если в 1927 г. средних специальных учебных заведений было 158, в которых училась свыше 31 тысяча человек, то в 1940 г. их было 590 с числом учеников почти 400 тысяч. Количество студентов высших учебных заведений возрастало не только за счет выпускников школ, но и за счет подготовительных курсов, открытых в 1919 г. , рабочих факультетов, основанных в 1921 г. Университеты были реорганизованы в институты народного образования медицинского, технического, физического, агрономического, педагогического профиля. Большинство студентов составляли дети рабочих и крестьян. Большими центрами образования традиционно были Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, где в 1933 г. восстановили университеты. В 1938 г. в Украине было почти 130 вузов с числом студентов 124 тысячи. Среди новых вузов был Донецкий индустриальный, образованный за счет слияния в 1935 г. горного и металлургического институтов, Донецкий медицинский институт.





Вернуться назад