Орнамент Буковины. Общие сведения. Элементы орнамента буковинского ковра

Главная - Культура - Орнамент Буковины. Общие сведения. Элементы орнамента буковинского ковра

На декоративность народной ткани в значительной степени влияет техника ткачества. Каждое переплетение создает свой декоративный эффект. Например, гладкое и равномерное переплетение поражает спокойной ритмичностью, разные виды скоса (чиноватого ткачество) "качельця", "ель", "чешуя" (покрывают ткань мелкими фигурными мотивами, которые мерцающе вирисовуються блестящими контурами и предоставляют ей наглядность. Чиновате ткачества повсеместно применялось в одягових тканях - шерстяной и полотняной (опинки, запаски, пояса, платки), а также в интер'ерних и хозяйственных тканях.

Среди разных способов ткачество выделяется перебирне, которое дает пластичные, подобные плоской резьбе узоры. Выполненные перебором орнаменты сочетают с гладким или скосом ткачеством полотна и заключаются четким рельефом, который предоставляет ткани оригинальной фактуры. Народные мастера находили наилучшие соотношения пластичного перебирного декора с размерами и назначениями ткани и умели соединить в цельные композиции фактурные и орнаментально-колористические эффекты.

Замечательные образцы перебирного ткачества встречаем во всех областях Украины.

Особенно характерная перебирка ткани для Полесья. здесь с графической четкостью выступают геометрические орнаменты из остроугольных фигур и ломаных линий, вытканные красной нитью на сером льняном полотне. Тканые перебором орнаменты являются замечательным украшением полесской народной одежды.

В некоторых районах перебор внедрялся для дополнения и оживления гладко вытканного орнамента. Таким способом выполнялись разноцветные ленточные узоры из ромбовидных розеток и клиньев. Особенно интересные образцы этого рода встречаем в одягових и интер'ерних тканях Станиславщини, Тернопольщины, Буковины и Закарпатья.

Особенностью горных юго-восточных районов Станиславщини, Закарпатья и Буковины является ткачество шерстяных покрывал с длинным ворсом. Редко переплетенная ткань из грубой шерсти, сбитая в фолюши, достает характерную тугисть и пухнастисть и употребляется верховинцями.

Во всех тканях независимо от способа ткачества орнаментальные композиции опираются на бегущий линейный ритм и являют собой заключены в определенной очередности широкие и узкие полосы гладких и узористих пасм. Богатство орнаментальных вариантов определяется разными соотношениями и пропорциями в размещении полос и цветных линий и пятен. Народные мастера с огромной фантазией оперируют не многими средствами декорирования и создают очень интересные и неповторимые образцы тканей.

Значительная роль в декорировании народных тканей принадлежит колористическим решением. Характерной их чертой является возведение нескольких красок и оттенков к одному господствующему тону. Такой прием отбит в народных названиях: например, плахта - "чернобровая", "синятка", "рябенька", "червонятка", "золотистая" и тому подобное. Красиво сливаются разноподобранные цвета в тканях Покуття, Карпат, Буковины, общий колорит которых всегда определяется основным цветом фона. Свой доминирующий цвет часто выступает в одягових тканях даже соседних сел. Например, для Космача присущий золотисто-оранжевый цвет, для Жаб'я - зеленый, для Ворохти - фиолетовый, для Ясене - синей и т. п. В покутських селах над Днестром господствующим есть багряно-малиновый цвет, в селах Подолья Надднестрянщины и Буковины преобладают темные цвета, которые сгущаются к черному тону. Цветистая тканей заметно растет в конце ХИХ ст., когда в производство их вводятся все больше фабричных нитей.

Как свидетельствуют сохраненные до нашего времени образцы из первой половины ХИХ ст., Буковина уже тогда имела доброе развитое ковродельчество. В 20-х годах в г. Атаках была основана ковродельческая школа.

Ковры, по характеру отделки можно разделить на две больших группы: украшены растительным мотивами и с геометрической орнаментикой. Каждая из этих групп имеет определенную территорию распространения, хоть трудно указать какой-то килимарний ячейка, где бы не изготовлялись одновременно растительные и геометрические ковры. Производство растительных ковров распространяется в ХИХ ст. на Катеринославщини, в северной части Херсонца, на восточной и Западной областях Подолья, Буковины. Геометрический ковер преобладает в большей части Подолья, в Галичине, на Буковине и Закарпатье.

В растительной орнаментике левобережных ковров наблюдается сдвиг в сторону более естественной трактовки растительных мотивов, более симметричного и строгого их размещения. Основу растительного орнамента здесь, как и раньше, складывают отдельные мотивы в виде сочного с достаточно плавным контуром крупного цветка или цветов из гидкою и листьями, которые размещаются на поле ковра строками или в шахматном порядке. Мотивы, как правило, повторяются, но всегда в них что-либо изменяется: величины, силуэт, количество лепестков и тому подобное, что предоставляет изделию особенной привлекательности. Кстати, эта черта характерна для всех ячеек побутування растительного ковра. Повторяется также свойственное для предыдущего периода группирование растительных узоров вокруг одного центрального мотива или сочетания их в два-три больших роскошных букета, которые занимают всю плоскость ковра. Иногда растительные композиции (правда, значительно реже, чем в 18 в. ) обогащаются изображением корзин, крынок, бантов.