Особенности принятия христианства на Киевской Движении


В Х ст. христианство стало господствующей религией в Европе. На Движении о христианстве также было известно задолго к религиозным реформам Владимира Большого: христианами были Аскольд и Дыр. Достоверным есть факт крещения княгини Ольги в 958 г. Но решающим для процесса христианизации нашей страны было введение этой религии как государственной в 988-990 гг.

Сначала князь Владимир сделал попытку модернизации язычества, попытку приспособить его к нуждам централизованного государства. Языческие боги во главе с Перуном должны были вызвать у людей не только повагу, но и страх, символизировать волю правителя, обязательность его приказов, неотвратимость наказания. Для этого на Старокиевской горе был создан пантеон, где, судя по миниатюрам Радзивиливського летописи, боги имели действительно торжественный и грозный вид. Больше того, по перессказам, Владимир возродил забытый и, очевидно, не весьма популярный обычай человеческих жертвоприношений, чтобы предоставить новому культу трагически пышного характера: "И приносил им жертвы, называя их богами, - говорится в "Повести временных лет", - и поганилася кровью земля Русская и горб тот". То же самое делалось и в Новгороде.

Однако проведенная реформа язычества не достигла своей цели. Крепнущий класс феодалов во главе с князьями требовал новой религии. Наиполнее интересам верховной власти отвечало христианство по византийскому образцу. В Византии - в отличие от западноевропейских стран - церковь и ее служители были подвластные императору и всячески оказывали содействие укреплению центральной власти. Определенную роль сыграло и то, что разрешалось богослужение национальными, понятными народа языками.

Решив принять христианство, Владимир стал действовать стремительно и круто. Его не устраивала обычная практика принятия христианства, которая существовала к тому времени, за которой обращенный в новую веру монарх становился “сыном” императора, т.е. вассалом. Воспользовавшись из просьбу императора Василия II помочь подавить восстание в одной из византийских провинций, князь поставил ему несколько условий: признать Русь христианским государством, заключить союз и отдать ему у жены сестру Анну. Император принял условия, но выполнять их не спешил, хотя Владимир свои обязательства выполнил. Тогда киевский князь захватил владение Византии в Крыму, взял город Херсонес (Корсунь) и оттуда продиктовал императору бывшие требования. Гордый константинопольский монарх согласился стать шурином русского “варвара”, властителя гарема из почти тысячи жен и наложниц. Киевский князь возвратил Херсонес Василеви II как вино (выкуп, который должных заплатить молодой родителям невесты) за его сестру. Ясно, что при таких обстоятельствах ни о каком вассалитете не могло быть и языка.

Владимир крестился сам (согласно “Повести временных лет” еще в Корсуне, в Крыму), крестил своих бояр и под страхом наказания принудил креститься всех киевлян и все население страны. Рядом со славянами в Киевской Движении проживало свыше 20 разных народов: на юге - печенеги, половце, торки, берендее, каракалпаки; на северо-запад - литва, ятвяги; на северо-востоке - чудь, меря, весь, мурома, мордва, черемиси, пермь, ям, печора и др. угро-финские народы. Христианство через Киев пришло со временем и к ним. Знать и зажиточные слои населения принимали новую религию сравнительно легко и даже охотно, как такую, что пользовалась заступничеством центральной власти. Наиболее благосклонными к старой языческой вере были низы общества. Новая религия внедрялась насильственным путем и в Киеве, и в других мистах. “Путята крестил мечом, а Добриня огнем”, - так говорили в то время о воеводах князя Владимира, которые крестили Новгород. Чтобы заменить местные верования и обряды единым христианским культом, церковным проповедникам и иерархам пришлось продолжительное время приспосабливать свои службы к языческим богам, праздникам и обрядам. Так, Перун стал отождествляться с Иль-пророком, Ярило - со святым Юрием (Георгием), давние зимние свята были приурочены к Рождеству Христового и Крещение, дохристианское свято Пасхи (название сохранилось) - к Воскресению Исуса Христоса и т.д. Против языческого праздника Ивана Купала церковь боролась много веков, но так и не смогла его преодолеть. Так и не удалось покачнуть веру народа в “низшие духи”. Процесс христианизации на Движении растянулся на возрасты.

Главными носителями идей христианства становятся церкви и монастыри. Все духовенство соответственно делилось на "белое" и "черное". При церквях жили многочисленные служители: кроме священника, были т.н. "церковные люди" - игумен, дьякон (“белое духовенство”), а также просфирници, паломники, враче, удушливые люди (невольники, подаренные церкви); сюда же принимали инвалидов. Поскольку православное христианство не предусматривало обета безбрачия для “белого” духовенства, все церковные люди могли иметь семьи, члены которых также жилы при церквях. Они не подлежали светскому суду, их судил епископ. Духовные звания часто переходили из поколение у поколение. Большая роль в распространении христианства принадлежала монастырям, главным из которых был Киево-Печерский (1051 г. ). Монашество, или “черное” духовенство, наиболее полно и наглядно воплощало идее отречения от мирской суеты, искупление грехов, служение Бог. Монахи, в отличие от церковных людей, жили прежде всего за счет собственной работы, а не за счет подаянь от прихожан, давали обет безбрачия. Жизнь первых киевских монахов - Антония, Феодосия Печерского и инш. - было исключительно трудным, наполненным изнурительной физической работой, самоограничениями, молитвами. Позднее появляются настоящие подвижники монашества - монахи-отшельники, которые осуществляли аскетические подвиги: Дамиан, Иван-Отшельник, князь Святоша та инш. Систематические посты становятся нормой не только для монахов, но и для всех верующих. Есть жирную пищу, например, в Большой пост стало считаться греховным. В XIII ст. в Киевской Движении было возле 50 монастырей, из них 17 - в самом Киеве. Высшие должности в церковной иерархии занимает только "черное" духовенство.





Вернуться назад