Коломийський музей народного искусства Гуцульщини


Коломийський музей народного искусства Гуцульщини — одно из известных художественно-культурных заведений ' Ивано-Франковской области.

Идея создания музея в Коломые возникла в среде прогрессивной интеллигенции в конце XIX века и была пылко поддержана И. Франко. Однако его организация была начата через много лет. 13 ноября 1926 года на заседании управы общества «Народный дом» был рассмотрен план создания музея, разработанный В. Кобринським, утвержден его устав и название — «Украинский народный музей им. Йосафата Кобринського». 18 мая 1927 года общие собрания общества «Народный дом» утвердили решения управы. Организация музея была поручена Владимиру Кобринському, пылкому почитателю народного искусства Гуцульщини.

Сначала экспозиция содержалась в маленькой гардеробной театрального зала «Народного дома». На чердаке хранились первые фондовые сборники. В. Кобринський был многолетним директором музея. Музейному делу он отдал много сил и даже собственных средств. Часто ездил по селам, обращался с воззваниями к крестьянам, интеллигенции, находя среди них горячий отзыв и поддержку. Много ценных экспонатов для музея передали В. Тиминський и В. Ровенчук из села Печенижин, И. Симчич из Верхнего Березовая, врач Левицький из Коломыи. Позже поступили коллекции И. Стрийского, Г. Герасимович, Л. Гарматия и других.

Начиная с 1926 года неоднократно ставился вопрос об официальном открытии музея. Но господствующая верхушка буржуазно-помещицкой Польши, которая оккупировала западноукраинские земли, тормозила развитие украинской культуры, всячески препятствовала организации и открытию музея. Лишь 31 декабря 1934 года состоялись его торжественное открытие.

Экспонаты музея в то время были развернуты в трех комнатах — отделах исторического, гуцульського и культового искусства. Впоследствии «Народный дом», в организационную структуру которого входил музей, передал ему еще две комнаты, в одной из которых разместился этнографический отдел, во второй — музейный архив и библиотека.

В работе музея возникали большие трудности. Он считался общественным учреждением, созданным на добровольных началах. Четкой системы в работе не было. Научно-образовательная работа также была ограниченной. Лишь раз в неделю, в воскресенье, музей был открыт для посещения. Но и при таких условиях существования национальное культурное учреждение было нежелательно господствующим кругам. В 1937 году им удалось на некоторое время закрыть музей. Но благодаря домогательствам трудящихся польское правительство было вынуждено опять его открыть.

После воссоединения западноукраинских земель с Украинской ССР в 1939 году началась новая страница в жизни музея. Он стал государственным учреждением, получил все возможности для дальнейшего развития, активного участия в культурной жизни народа.

Много вреда музея нанесла немецко-фашистская оккупация. Захватчики ограбили и уничтожили самые ценные экспонаты. Возвращение к нормальной деятельности музея началось с первых дней после освобождения Прикарпатья в 1944 году.

В первые послевоенные годы музей имел такие отделы: гуцульського искусства, этнографический, Великой Отечественной войны. Больше всего было в нем экспонатов из народного искусства, которое в следующие годы окончательно решило профиль заведения.

До февраля 1945 года музей считался краеведческим, затем ему был предоставлен статус художественного. Одновременно было утверждено его нынешнее название.

Со временем музей превратился в настоящую казну народного искусства Гуцульщини, стал широкоизвестным центром его популяризации. Коллекции музея насчитывают около 15 тысяч экспонатов. Экспозиция раскрывает этапы развития народного искусства Гуцульщини с конца XVIII ст. по сегодняшний день. Наибольшие коллекции одежды, тканей, вышивок. Это в первую очередь комплексы чо-ловичого и женской одежды из разных сел Гуцульщини, компоненты одежды — сердаки, безрукавки, кожухи и тому подобное.

В музее есть немало чрезвычайно разнообразных за композиционным решением, орнаментикой, цветовой гаммой одягових и интер'ерних тканей — запасок, поясов, платков, перемиток, верет, скатертей.

Сборник мужских и женских рубашек демонстрирует искусство вышивания, богатство мотивов, композиций, цветовых соединений, техник выполнения, характерных для Гуцульщини. В фондах и экспозиции широко представлены декоративные ткани, ковры, вышивки советского периода из всех основных ячеек. Это, в частности, произведения выдающихся народных мастеров-ткачей О. И. Горбовой, Р. И. Горбового, Ю. Д. Бовича, М. Ю. Ганущака, Й. М. Джуранюка и др.





Вернуться назад