Чудеса мира античной культуры


Вступление

Достижения античной цивилизации (И тыс. к н. е. — V cm. н. е. ) представляют почву развития европейской культуры. Античная культура — это тип европейской рациональной культуры. Ее путь — это путь от мифа к логосу, от мифологической модели мира к его осмыслению натурфилософии. Освобожденное от общественно-родовых отношений античное сознание лишалось мифологии как перенесение их на окружение, заменяя ее сугубо умственными структурами (рабовладение вызывает разделение умственного и физического труда), то есть способом натурфилософии мышления. Бытие оказывалось в пропорции и связи вещей, которые находили математическое выражение. В одухотворенной, целесообразной, замкнутой Вселенной властвовали логос и ум. За переменчивым багатобарв'ям земного бытия виделся нерушимый порядок абсолюта, универсалий, выкристаллизовавших у сознания как идей.

1. Статуя Зевса Олимпийского

По преданию, одно из Семи чудес света - Статуя Зевса - была построена в древнем городе Олимпия на западном побережье современной Греции, около 150 км на запад от Афин.

В северо-западной части Эллады располагался город Олимпия, слава о котором распространялась далеко за пределы страны. По преданию, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, поскольку оракул предусмотрел ему гибель от руки сына. Спасен матерью, возмужалый Зевс, победил и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были установлены олимпийские игры, которые впервые состоялись в 776 г. до н. е. Миновали больше двух веков, и в 456 г. до н. е. в Олимпии архитектор Либон построил храм, посвященный Зевсу, который стал главной святыней города.

Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили современников, что она была признана новым чудом света. Творцом Зевса Олимпийского был прославленный скульптор Фидий.

Он начал закладывать статую около 440 г. к н. е. Годом раньше, он разработал технику, чтобы подготовить огромное количество золотая и слоновой кости для строительства. Он вырезал и лепил части статуи, прежде чем они могли быть собраны в единое целое в самом храме.

Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: ". . . хоть сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженым на трон, но с головой, которая почти упирается в потолок, чтобы у нас создавалось впечатление, что если Зевс встанет, то председателем упрется в крышу храма".

Произведения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображение на монетах) донесли до нас скульптурный образ древньогрецького божества. Фидий изобразил Зевса, который сидит на троне. Оливковый венок украшал голову бога - громовержца, борода волновыми пасмами обрамовувала его лицо, из левого плеча спадал плащ, который прикрывал часть ног.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоелефантинною).

Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Путешественники, которые видели Зевса в Олимпии, называют странным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, из других - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Харити - богини Красоты, дочери Зевса и Геры.

Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, изложенный голубым елевксинським камнем и белым мрамором. Со слов древньогрецький писателя Павсания (2 в. н. е. ), он служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую (масло хранило слоновую кость от рассыхания).





Вернуться назад