Направления в кинематографии послевоенного времени

Главная - Культура - Направления в кинематографии послевоенного времени

После второй мировой войны кинематограф сильно изменился. Все большее число режиссеров стремилось как можно реалистичнее отображать в своих картинах действительность. Рост популярности международных кинофестивалей также способствовал ознакомлению зрителей разных стран с работами новой генерации кинематографистов.

"Идеальным фильмом были бы 90 минут из жизни человека, с которым ничего не происходит", — это высказывание принадлежит Чезари Дзаваттини, что вел итальянскую кинодраматургию и кинокритику. Он был одним из тех, кто стоял у источников неореализма, который возник в 1940-ые годы.

Итальянский неореализм

Дзаваттини призывал режиссеров не увлекаться мелодрамними сюжетами, а сконцентрировать свои усилия на изображении реальных драм, ежедневно обычных людей, которые разыгрываются в жизни. Он всячески поощрял на главные роли непрофессиональных актеров, а также съемки на улицах и в домах простых рабочих. Наконец, для воссоздания в картине правдивой атмосферы нищеты и безвыходности он предлагал снимать при естественном освещении, потому что студийное освещение искусственно облагораживало как актеров, так и декорации.

Первой картиной неореализма, которая привлекла внимание международной аудитории, стал фильм Роберто Росселлини «Рим — открытый город» (1945), который повествует о жестоких репрессиях нацистов против участников итальянского Сопротивления в 1944 году. Росселлиини пришлось снимать прямо на улицах Рифма, поскольку павильоны киностудии «Чинечитта» были повреждены в ходе боевых действий. Он также вынужден был пользоваться низкокачественной пленкой, приобретенной у фотографов, что склеивал в рулоны из-за недостатка кинопленки. В итоге вышла картина, которая напоминала кинохронику и владела той степени жизненности и реализма, к которой хотел Дзаваттини. В дальнейшем Росселлини подтвердил свою репутацию классика неореализма, сняв картины «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1947), последнюю часть своей знаменитой военной трилогии.

После успеха картин Росселлини и фильму Витторио Где Сика «Похитители велосипедов» многие другие режиссеры также обратились к неореализму, пытаясь найти собственные пути в этом направлении. Однако до конца 1940-х годов экономическое положение Италии улучшилось, и правительство заявило, что фильмы неореализма подрывают репутацию страны за рубежом. В 1949 году был принятый закон, который препятствовал выходу на экраны подобных лент. В итоге неореализм процветал в Италии всего несколько лет, однако за это время успел продемонстрировать небогатым национальной кинематографам, что и с минимальными расходами можно снимать незаурядные картины, используя для этого местные сюжеты, характеры и натуру.

Япония выходит на авансцену

Японский кинематограф выпускал выдающиеся картины еще в период немого кино. Однако за пределами Юго-восточной Азии немногие знали о существовании этих шедевров. Положение резко изменилось после того, как историческая драма Акири Куросави «Расемон» удостоилась «Золотого Льва» на кинофестивале в Венеции в 1951 году.

В фильме «Расемон», действие которого происходит в эпоху средневековья, зрителю предлагаются четыре варианта встречи в лесу супружеской пары и разбойника, что закончилась гибелью мужчины. Куросава талантливо уравнивает все версии в правдоподобности, соединяя глибокофокусну оптику, плавное движение кинокамеры и тщательный монтаж. Вынуждая зрителей раз за вместе усомниться в том, что они только что видели, Куросава доказал, что и камера может лгать, попутно продемонстрировав всю силу власти режиссера над зрительским воображением. Фильм был объявлен шедевром и создал Куросави репутацию одного из ведущих художников мирового кино.

Афиша фильма Акири Куросави «Расемон» (1950) из Тосиро Мифуне в роли разбойника и Матико Кюо в роли жены, которая обвиняет его в убийстве мужчины.

В дальнейшем Куросава снял огромное количество поражающих лент о японских воинах, в том числе картину «Семь самураев» (1954). Кроме того, он создал ряд нестандартных экранизаций литературной классики. Например, фильм «Замок интриг»(1957) был снят по мотивам «Макбета», а сюжет картины «Раней»(1985) заимствован из другой шекспировской трагедии, «Король Лир». Успех фильмов Куросави привлек внимание публики и к работам мастеров старшего поколения, таких, как Мидзогути и Одзу, а также открыл дорогу молодым режиссерам — Тейносуке Кинугасе и Кону Итикаве.

Три мастера